понедельник, сентября 26

«"красны девки половецки" вовсе не выглядели бы "красными"...» ©

Итак, вернёмся к нашим ордынцам. В предыдущих сериях мы видели, как К.А. Пензев, автор книги «Русский царь Батый», утверждает, что монголам ничто не мешало полностью вырезать правящую элиту Руси и править завоёванной страной самим, без привлечения местных кадров. Как автор парирует возражения о лесах, мы уже видели; на этот раз речь зайдёт о городах.
Не будем останавливаться на мнении автора о судьбе половцев и о внешних данных половчанок.  Нам интересно мнение автора по вопросу «Монголы и города», и оно таково: ордынцы понастроили в половецких землях городов, а значит, никакой сложности в смене кочевого образа жизни на оседлый не испытывали. В доказательство своей точки зрения автор приводит цитаты из Электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия, о целых трёх построенных монголами городах. Для большего эффекта цитируется книга Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского «Золотая Орда и её падение», изданная в 1950 году.
Что на это можно сказать, кроме того, что книга шестидесятилетней давности могла несколько устареть, а правильного оформления ссылок мы так и не увидели?
Мало провозгласить, что в Орде строились города. Надобно доказать, что монголы массово там селились. Этого автор как раз и не делает. Взять хоть ту же цитату из книги Б.Д. Грекова:
В Золотой Орде была очень развита городская жизнь. Думается, что один список ремесленных и торговых городов в Крыму, на Кавказе, в Булгаре, Нижнем Поволжье и Хорезме мог бы произвести сильное впечатление.
Но?..
Подавляющее число городов существовало, конечно, задолго до образования Золотоордынского государства.
В том-то и подвох. Значительную часть населения этих городов могли составлять ещё коренные, домонгольские жители. Это первое.
Во-вторых, в монгольские города селили угнанных в плен ремесленников и прочих невольников. При этом рост городского населения был налицо, но переселения монголов в города, однако, не происходило.
В-третьих,  это сейчас в Монголии процент городского населения составляет порядка 60 — 70. В Средние века доля горожан была намного меньше. То есть намного. В разы. В любом случае, на одного городского монгола приходилось несколько тех самых кочеводов кочевников-скотоводов в юртах.
В-четвёртых,
Соблазнившись городскими богатствами, нойоны и багатуры могут забросить построение нового вселенского миропорядка для того, чтобы безопасно паразитировать на уже захваченных богатствах; рядовые и средние монголы кинутся добывать деньги, продавая необходимое, чтобы приобрести на недолгое время роскошные по их меркам городские "игрушки", постоянно маячащие у них перед глазами... Чингис-хан, предвидя эту опасность, завещал в "Ясе" тотальный апартеид между полноправным кочевым миром и его собственностью - одушевленным оседлым скотом (вспомним хотя бы категорический запрет селиться в городах).
Приведённая цитата взята из статьи А.А. Немировского «Монгольская империя в 1248 - 1388 гг.: мировая революция, которая чуть не победила». От себя замечу, что в конце концов, запрет, конечно, рухнул, но на первых порах он не мог не оказывать на монголов определённого сдерживающего действия.
О выводах автора по поводу ценности разных беиогеоценозов для уважающего себя захватчика — в следующий раз.

2 комментария:

  1. "беиогеоценозов" - это специальное слово или опечатка?

    ОтветитьУдалить
  2. Опечатка. Я не знаю, как они пробираются. :( Вроде и вычитываю перед тем, как запостить, и проверка орфографии включена, но всё равно...

    ОтветитьУдалить