Посмотрел на днях фильм «Ironclad» — «Железный рыцарь» называется. И вот что я скажу: если бы не сплошные кровопролития в кадре, а особенно не отрезания от живых людей разных частей тела с последующим убийством об стену того, что осталось, фильма была бы более чем годной сатирической комедией.
Судите сами. Фильм начинается с описания злодейств короля Джона, который, как всем известно, был тиран и редиска. Злодейства описываются в лучших традициях старых фильмов про Робин Гуда, что, в сочетании со стилизованными под средневековые миниатюры изображениями злодействующего Пола Джиаматти, само по себе радует невероятно.
Сюжет всего этого праздника таков: бароны Англии наконец поймали своего короля и заставили его подписать соответствующую Хартию, похватав при этом за руки. Надо полагать, умные современники, глядя на сё, цыкали зубом, вспоминая несчастного Бекета, но, что сделано, то сделано.
Король, понятное дело, баронам Хартию не простил, и, когда волна чуть улеглась, затеял страшную мстю. Орудием мсти стал Беовульф... простите. То есть, орудием стал персонаж Владимира Кулича, вожак датчан-язычников (!) капитан (!) Тибериус (!!!), который привёл на помощь Иоанну Плантагенету тысячу воинов с топорами, мечами и в чОрных стёганках. Вспоминается «Робин Гуд: Принц воров», где роль злодейских варваров была отведена злодейским кельтам во главе с Патом Роачем. Но не это главное. Любопытно, как король замотивировал этих самых чёрностёганых датчан. Он договорился с Папой Римским, что если наёмники вернут Джону Англию, Папа не станет крестить их страну! То есть, конечно, исторический Джон был в не очень хороших отношениях с Папой, и постановка вопроса, мягко говоря, странная, да и датчане к тому моменту уже сами могли кого хочешь окрестить ferro ignique, ну да ладно.
Мстя короля заключалась в следующем: объезжать английские замки, и посредством неизвестно откуда взявшихся язычников устраивать мятежным баронам Кастамерские дожди. Почему именно Кастамерские дожди? Потому что главного противника короля, архиепископа Лэнгтона, играет наш любимый папа Тайвин... то есть, Чарльз Дэнс. И он рассуждает так: чтобы король Джон не кастамерил, нужно отдать Англию французскому принцу Людовику. А там уж пусть Людовик высаживает армию, и сам с Иоанном разбирается.
То есть, по логике фильма, интервенты бывают двух видов:
1. Наши, хорошие.
2. Ихние, плохие.
Так вот, чтобы король Джон не мог сбросить армию вторжения в море (что, между прочим, входит в непосредственные королевские обязанности), Лэнгтон и Ко решают захватить стратегически важный замок Рочестер. Захватывать Рочестер идет команда в составе барона, хватавшего короля за конечности (Брайан Кокс, игравший майора Хогана в ранних сериях Шарпа и кого-то из родственников Уоллеса в «Храбром сердце»), тамплиера Томаса (Джеймс Пьюрфой с двуручным мечом), оруженосца-одуванчика по имени Гай, и других замечательных личностей, включая одноглазого из «Пиратов Карибского моря», известного в средневековой Англии, как лучник по фамилии Маркс. Они засели в Рочестере, ожидая прибытиякавалерии французских вестников мира, прогресса и демократии, а также (вдвадцатером) отбивая нападения королевской армии (больше тысячи человек). Ну не прелесть ли?
А ещё всё это сдобрено любовной линией и рассуждениями о тирании/свободе, достойными фильмов с Мелом Гибсоном. Ещё бы немного пафоса и политических рассуждений, и за кадром бы оркестр с «Марсельезой» самозародился, честное слово! А лозунг «No taxation without representation» и при сложившихся обстоятельствах смотрелся бы на стенах средневекового Рочестера, как родной.
В общем, забавная у них там политика. Весь кипеш, в общем-то, сводится к тому, какой французский принц будет сидеть на английском престоле: тот, кто подписал, а потом нарушил Хартию, или тот, кто её и не подписывал. Замена таблички на троне с «Плантагенет И.» на «Капетинг Л.» — достойная причина для геройской резни, ничего не скажешь. Ни одна из сторон конфликта, по зрелом размышлении, не вызывает симпатий: король кромсает людей направо и налево, а его оппоненты сильно смахивают на изменников — настоящих, а не назначенных таковыми по очередному закону об иностранных агентах. Простая и естественная мысль, для осознания которой не надо быть ни Гамильтоном с Джефферсоном, ни Марксом с Энгельсом, ни даже Дегейтером с Потье (в переводе Коца) — завоевать свободу для народа может только сам народ, а не иностранная армия — в фильме так и не поместилась. Потому что Англии, которая стоила бы этой свободы и могла бы её себе завоевать, в «Железном рыцаре» как раз и нет.
Есть пьяницы в забегаловке, уголовники в колодках, шлюхи, жёны баронов, которые степенью озабоченности не сильно отличаются от (кто на любой шум выскакивает во двор в полуголом виде, а кто полфильма думает, дать ли персонажу Пьюрфоя), есть сами бароны...
Кстати, о баронах. Они, в своё время, ухитрились изловить целого короля и заставить его подписать Хартию, хотя он плакал, отбивался и кричал, что он, мол, своих холопов волен миловать, и казнить волен же. Страшные люди, опасные люди. Ну и где они? В фильме английских баронов целых три штуки. Один из них — тот, с хватательными рефлексами. Когда ему нужны люди, то, кроме своего оруженосца, он сумел рекрутировать троих старых боевых товарищей — а четвёртый его предал (за что сам король изволил сказать ему: «Ну, и кто ты после этого? Погань.»). Малочисленные воины другого барона прячутся по углам, когда злые королевские орки волокут их лорда на примерку пенькового галстука. Третий барон (у него самая большая дружина — аж одиннадцать носов), решает сэкономить своему государю время и силы, примерив сей галстук самостоятельно. Спрашивается: как (и какими силами) такие бароны смогли одолеть короля и заставить его подписать Хартию?
Король, который разъезжал по замкам со списком Хартии (ага, он мятежников по списку вешает), не поверил в оправдания незадачливого замковладельца, когда тот кричал, что поддержать Хартию его заставили другие бароны, угрожая смертью. Правильно сделал, что не поверил. Кто мог угрожать? Эти?
Из-за общей невменяемости происходящего, фильм имеет не большее отношение к реальной жизни, чем фанфик про пони в сеттинге Вархаммера: некая прекрасная (но малоразумная) идея и гектолитры крови кругом. Посему воспринимать это, иначе, чем комедию — не получается.
А ведь на интереснейшем историческом материале... Ну да ладно. И так неплохо получилось, ибо в фильме есть две вещи: осадно-штурмовые технологии XIII века (включая применение требюшеток — с обеих сторон, а также, конечно, знаменитых подрывных свиней), и набор колоритнейших персонажей, сыгранных отличными актёрами.
Король (которого, как я уже сказал, сыграл Пол Джиаматти), получился высокомерным и жестоким, в то же время умным, знающим, чего хочет, и умеющим этого добиваться. Причины Иоанновых зверств коренятся в детстве, о чём зритель узнаёт, услыхав историю, как «папа Генрих перечёл персики...» и далее по Льву Толстому, только мрачнее (чего-то я свой старый стёб по Вальтер Скотту вспомнил). Поклонникам же «Робина из Шервуда» король напомнит любимого шерифа де Рено — разве что, помасштабнее, и с двухметровым патлатым северянином вместо Гисборна.
А северянин... Владимир Кулич же! Со здоровенным топором! А перед последней битвой он ещё и раскрасился в синий цвет, что твой Мел Гибсон! А ещё там был поединок с Пьюрфоем, и, сколько помню, ради такого случая, оператор смог побороть ужаснейший тремор камеры, которым страдал почти все предыдущие боевые сцены. Я думаю поискать ещё «средневековые» фильмы с Куличом, потому что я видел три («13 воина», новых «Викингов», и собственно, сабж), и мне показалось, что по частоте гибели своих персонажей в такого рода фильмах, чешско-американский актёр скоро сможет составить конкуренцию Шону Бину.
Радует и эпизодический архиепископ Лэнгтон. Политик до мозга костей, не хуже папы Тайвина.
Из команды защитников замка, кроме названных, должно упомянуть наёмника Беккета (Джейсон Флеминг, мне запомнившийся ролью Дэнни в «Primeval»). Злой и циничный любитель золота и шлюх, который ради старого боевого товарища вписался в безнадёжное дело, и стоял за своих до конца.
В общем, двух часов, потраченных на фильм, я не пожалел.
В этом году выходит сиквел. Собираюсь смотреть.
Судите сами. Фильм начинается с описания злодейств короля Джона, который, как всем известно, был тиран и редиска. Злодейства описываются в лучших традициях старых фильмов про Робин Гуда, что, в сочетании со стилизованными под средневековые миниатюры изображениями злодействующего Пола Джиаматти, само по себе радует невероятно.
Сюжет всего этого праздника таков: бароны Англии наконец поймали своего короля и заставили его подписать соответствующую Хартию, похватав при этом за руки. Надо полагать, умные современники, глядя на сё, цыкали зубом, вспоминая несчастного Бекета, но, что сделано, то сделано.
Король, понятное дело, баронам Хартию не простил, и, когда волна чуть улеглась, затеял страшную мстю. Орудием мсти стал Беовульф... простите. То есть, орудием стал персонаж Владимира Кулича, вожак датчан-язычников (!) капитан (!) Тибериус (!!!), который привёл на помощь Иоанну Плантагенету тысячу воинов с топорами, мечами и в чОрных стёганках. Вспоминается «Робин Гуд: Принц воров», где роль злодейских варваров была отведена злодейским кельтам во главе с Патом Роачем. Но не это главное. Любопытно, как король замотивировал этих самых чёрностёганых датчан. Он договорился с Папой Римским, что если наёмники вернут Джону Англию, Папа не станет крестить их страну! То есть, конечно, исторический Джон был в не очень хороших отношениях с Папой, и постановка вопроса, мягко говоря, странная, да и датчане к тому моменту уже сами могли кого хочешь окрестить ferro ignique, ну да ладно.
Мстя короля заключалась в следующем: объезжать английские замки, и посредством неизвестно откуда взявшихся язычников устраивать мятежным баронам Кастамерские дожди. Почему именно Кастамерские дожди? Потому что главного противника короля, архиепископа Лэнгтона, играет наш любимый папа Тайвин... то есть, Чарльз Дэнс. И он рассуждает так: чтобы король Джон не кастамерил, нужно отдать Англию французскому принцу Людовику. А там уж пусть Людовик высаживает армию, и сам с Иоанном разбирается.
То есть, по логике фильма, интервенты бывают двух видов:
1. Наши, хорошие.
2. Ихние, плохие.
Так вот, чтобы король Джон не мог сбросить армию вторжения в море (что, между прочим, входит в непосредственные королевские обязанности), Лэнгтон и Ко решают захватить стратегически важный замок Рочестер. Захватывать Рочестер идет команда в составе барона, хватавшего короля за конечности (Брайан Кокс, игравший майора Хогана в ранних сериях Шарпа и кого-то из родственников Уоллеса в «Храбром сердце»), тамплиера Томаса (Джеймс Пьюрфой с двуручным мечом), оруженосца-одуванчика по имени Гай, и других замечательных личностей, включая одноглазого из «Пиратов Карибского моря», известного в средневековой Англии, как лучник по фамилии Маркс. Они засели в Рочестере, ожидая прибытия
А ещё всё это сдобрено любовной линией и рассуждениями о тирании/свободе, достойными фильмов с Мелом Гибсоном. Ещё бы немного пафоса и политических рассуждений, и за кадром бы оркестр с «Марсельезой» самозародился, честное слово! А лозунг «No taxation without representation» и при сложившихся обстоятельствах смотрелся бы на стенах средневекового Рочестера, как родной.
В общем, забавная у них там политика. Весь кипеш, в общем-то, сводится к тому, какой французский принц будет сидеть на английском престоле: тот, кто подписал, а потом нарушил Хартию, или тот, кто её и не подписывал. Замена таблички на троне с «Плантагенет И.» на «Капетинг Л.» — достойная причина для геройской резни, ничего не скажешь. Ни одна из сторон конфликта, по зрелом размышлении, не вызывает симпатий: король кромсает людей направо и налево, а его оппоненты сильно смахивают на изменников — настоящих, а не назначенных таковыми по очередному закону об иностранных агентах. Простая и естественная мысль, для осознания которой не надо быть ни Гамильтоном с Джефферсоном, ни Марксом с Энгельсом, ни даже Дегейтером с Потье (в переводе Коца) — завоевать свободу для народа может только сам народ, а не иностранная армия — в фильме так и не поместилась. Потому что Англии, которая стоила бы этой свободы и могла бы её себе завоевать, в «Железном рыцаре» как раз и нет.
Есть пьяницы в забегаловке, уголовники в колодках, шлюхи, жёны баронов, которые степенью озабоченности не сильно отличаются от (кто на любой шум выскакивает во двор в полуголом виде, а кто полфильма думает, дать ли персонажу Пьюрфоя), есть сами бароны...
Кстати, о баронах. Они, в своё время, ухитрились изловить целого короля и заставить его подписать Хартию, хотя он плакал, отбивался и кричал, что он, мол, своих холопов волен миловать, и казнить волен же. Страшные люди, опасные люди. Ну и где они? В фильме английских баронов целых три штуки. Один из них — тот, с хватательными рефлексами. Когда ему нужны люди, то, кроме своего оруженосца, он сумел рекрутировать троих старых боевых товарищей — а четвёртый его предал (за что сам король изволил сказать ему: «Ну, и кто ты после этого? Погань.»). Малочисленные воины другого барона прячутся по углам, когда злые королевские орки волокут их лорда на примерку пенькового галстука. Третий барон (у него самая большая дружина — аж одиннадцать носов), решает сэкономить своему государю время и силы, примерив сей галстук самостоятельно. Спрашивается: как (и какими силами) такие бароны смогли одолеть короля и заставить его подписать Хартию?
Король, который разъезжал по замкам со списком Хартии (ага, он мятежников по списку вешает), не поверил в оправдания незадачливого замковладельца, когда тот кричал, что поддержать Хартию его заставили другие бароны, угрожая смертью. Правильно сделал, что не поверил. Кто мог угрожать? Эти?
Из-за общей невменяемости происходящего, фильм имеет не большее отношение к реальной жизни, чем фанфик про пони в сеттинге Вархаммера: некая прекрасная (но малоразумная) идея и гектолитры крови кругом. Посему воспринимать это, иначе, чем комедию — не получается.
А ведь на интереснейшем историческом материале... Ну да ладно. И так неплохо получилось, ибо в фильме есть две вещи: осадно-штурмовые технологии XIII века (включая применение требюшеток — с обеих сторон, а также, конечно, знаменитых подрывных свиней), и набор колоритнейших персонажей, сыгранных отличными актёрами.
Король (которого, как я уже сказал, сыграл Пол Джиаматти), получился высокомерным и жестоким, в то же время умным, знающим, чего хочет, и умеющим этого добиваться. Причины Иоанновых зверств коренятся в детстве, о чём зритель узнаёт, услыхав историю, как «папа Генрих перечёл персики...» и далее по Льву Толстому, только мрачнее (чего-то я свой старый стёб по Вальтер Скотту вспомнил). Поклонникам же «Робина из Шервуда» король напомнит любимого шерифа де Рено — разве что, помасштабнее, и с двухметровым патлатым северянином вместо Гисборна.
А северянин... Владимир Кулич же! Со здоровенным топором! А перед последней битвой он ещё и раскрасился в синий цвет, что твой Мел Гибсон! А ещё там был поединок с Пьюрфоем, и, сколько помню, ради такого случая, оператор смог побороть ужаснейший тремор камеры, которым страдал почти все предыдущие боевые сцены. Я думаю поискать ещё «средневековые» фильмы с Куличом, потому что я видел три («13 воина», новых «Викингов», и собственно, сабж), и мне показалось, что по частоте гибели своих персонажей в такого рода фильмах, чешско-американский актёр скоро сможет составить конкуренцию Шону Бину.
Радует и эпизодический архиепископ Лэнгтон. Политик до мозга костей, не хуже папы Тайвина.
Из команды защитников замка, кроме названных, должно упомянуть наёмника Беккета (Джейсон Флеминг, мне запомнившийся ролью Дэнни в «Primeval»). Злой и циничный любитель золота и шлюх, который ради старого боевого товарища вписался в безнадёжное дело, и стоял за своих до конца.
В общем, двух часов, потраченных на фильм, я не пожалел.
В этом году выходит сиквел. Собираюсь смотреть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий