вторник, июня 21

«Лорды сгоняли крестьян с земли — а королевские разъезды вешали их за бродяжничество» ©

Как и в прошлый раз, читаем книгу М. Веллера «Великий последний шанс». Сожаления о тяжкой судьбе средневековой Англии продолжаются.
Раннее Средневековье вернуло Англию в варварство с утратой  грамотности,  гигиены, архитектуры и т.д.
Проще говоря: при римских «нашествиях и опустошениях» британская культура поднялась достаточно высоко, чтобы падать было уже больно. При этом автор видит в падении британской культуры доказательство особой тяжкости истории британской в сравнении с историей отечественной. У нас, значит, культура развивалась строго поступательно, без провалов, обусловленных, к примеру, монгольским нашествием... Впрочем, о нашествии автор пишет чуть дальше. Пока же вернёмся в Британию Тёмных веков. 
Свирепые германские племена англов, саксов, данов, ютов — вторгаясь век за веком, жгли и вырубали романизированных кельтов и друг друга, основывали колонии, врастали в  почву и воевали шайка на шайку со встречными и поперечными..
Ну...
Свирепые кочевые племена хазар, печенегов, половцев — вторгаясь век за веком, жгли и вырубали земледельцев славян и друг друга, требовали дань, разоряли деревни и воевали шайка на шайку со встречными и поперечными..
Наконец, в Англии наступил XI век:
Ее захватил герцог Нормандии...
Интересно, чем же война за наследство Эдуарда Исповедника страшнее войны сыновей Владимира Святого? Ну, и конечно, съезд в Любече (1097 год) состоялся только потому, что кто-то из князей, перебрав советского школьного учебника, завопил: «Ща у нас тут будет феодальная раздробленность, как у больших!». А непрекращающиеся междоусобицы, которые самим князьям уже стали невмоготу, здесь совершенно не при чём...
...ее истощила Столетняя война...
Вот честное пионерское, на мой взгляд куда приятнее истощаться, сидя на острове, и время от времени отправляя отряды на континент, чем постоянно отбиваться от Мамаев, Тохтамышей и тому подобных незваных гостей.
... только за срок правления Генриха VIII в Англии между прочих дел было казнено как минимум втрое-вчетверо больше людей, чем на Руси при Иване Грозном.
Выяснять, почему «Гена бяка, Ваня цаца» (или наоборот) — освящённая временем традиция. Итак:
  1. Происхождение слуха о «72 тысячах жертв Генриха VIII» очень спорное, а сама цифра вызывает здоровый скептицизм.
  2. Поминальные синодики, на основе которых делается вывод о казни в годы правления царя Ивана примерно 3 — 4 тысяч человек, не содержат полного списка казнённых, уже хотя бы потому, что число жертв при одном лишь акте террора — разгроме Новгорода  — было не меньшим, а то и большим.
  3. Если уж сравнивать Ивана и Генриха, то надо подходить к ним с одинаковой меркой. Если для Ивана считаются только те жертвы, что казнены по его личному приказу («этого, этого, этого, вот этих — от лысого до лысого, и всю вон ту деревню целиком»), то и для Генриха следует считать только его личных врагов, казнённых по его личному приказу. Если же для Генриха считаются абсолютно все, в том числе, казнённые по принятым королём законам люди, о которых сам король не ведал ни сном, ни духом, то тогда в жертвы Грозного следует записать, помимо прочих, всех татей и душегубцев, казнённых по Судебнику 1550 года.
Но продолжим.
    Лорды сгоняли крестьян с земли — а королевские разъезды вешали их за бродяжничество.
    Кого? Лордов? Впрочем, королевские разъезды никого не вешали. Вешал королевский палач по приговору королевского суда. Бродяг, пойманных в третий раз. После того, как они дважды отказались от оплачиваемой работы, которую суд обязан был им предложить.
    Вообще, зря автор взялся за сравнения по крестьянскому вопросу. На Руси в том же XVI веке был, в частности, отменён Юрьев день (право перехода крестьян к другому землевладельцу, если с прежним было совсем невмоготу). Не думаю, что потомственное рабство на несколько поколений вперёд много лучше работы за еду по приговору суда.
    Для нужд королевского флота вязали и стаскивали матросов с вольных торговых судов - после чего при попытке дезертирства вздергивали на рее.
    Чем рекрутская повинность лучше? Или чем лучше право помещиков продавать крепостных  в рекруты?
    По десять часов работали на четвереньках десятилетние дети в  угольных шахтах.
    Карл, это Вы или Фридрих?
    Да, в Англии были времена чудовищной эксплуатации детей. В России же, очевидно, десятилетние дети на вредных производствах не трудились — и именно поэтому потребовался закон 1882 года, запрещавший (впрочем, с оговорками) труд детей младше 12 лет.
    Здесь претензии автора к английской истории заканчиваются. Начинаются... Впрочем, об этом в другой раз.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий