воскресенье, июня 26

«А вот не угодно ли в Испанию времен Торквемады?» ©

Составив список злоключений Англии, от дядь'Юльского разорения до десятилетних шахтёров, автор переходит к рассмотрению ситуации вообщем в целом.
Представьте, некий горе-исследователь собирает статистику по ушастости населения. Ага, у обитателей квартиры 27 четыре уха на всех. А вот у жителей третьего подъезда в том же доме — двести ушей на круг. Это значит... значит... АААААА!!! Третий подъезд населён ушастыми мутантами, спасайся, кто может!
Смешно? Но вот автор именно так и делает! Был, значит, некий обобщённый Запад, на который сваливались бедствия. В сумме, по части света в три-четыре десятка стран получается весьма солидно. И естественно, если сравнить сумму неприятностей по сорока странам с суммой неприятностей одной, то, в целом создаётся впечатление...
Впрочем, у меня создаётся впечатление, как у героя фильма: «Да здесь нечестно играют!»  Смотрите сами.
Россия не пережила страшной чумы XIV века, опустошившей Европу где на треть, а где и на  три четверти, многие города вымерли на девяносто процентов. Расстояния и редкая заселенность спасли ее.
(воздевая когтистый палец, голосом Г. Ф. Милляра):  МА-А-А-А-Т-ЧА-А-А-АСТЬ! Автор очевидно считает, что если эпидемии на Руси не было в конце 1340-х (как в Европе), то её не было вообще. Неправильно считает. С матчастью по эпидемии середины XIV века можно ознакомиться, например, здесь.
Россия не знала ужасов Святой Инквизиции, когда по любому доносу человека превращали в воющий мешок с костями и только после этого сжигали на костре.
Автор считает, что на Руси не было доносительства и пыточного следствия? Опять же, неправильно считает. Кстати, о доносительстве: в том же Соборном уложении 1649 года есть, например, статья о казни жён и детей государственных преступников за «знал-не-сказал».
А вот не угодно ли в Испанию времен Торквемады?
Если честно, то мне бы и в Москву середины XVII века не хотелось бы:
Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.
То бишь, мне тогда бы полагался костёр просто по факту атеизма (отрицание бытия Божьего, по тогдашним представлениям, злостное богохульство).
«Тиля  Уленшпигеля» давно перечитывали?
Если честно, ни разу не осилил до конца. Но вообще-то, судить об инквизиции/Испании/Восьмидесятилетней войне по «Тилю Уленшпигелю» — это всё равно, что изучать историю Гражданской по фильму «Чапаев».
Россия счастливо избегла такой трагедии, как религиозные войны в Германии по Реформации Лютера и Мюнцера. Плюс Кальвин.
Ну, а немцы счастливо избегли опричнины и набегов Девлет-Гирея. А крестьянских войн и разного рода мятежей в нашей стране тоже было немало. Куда больше, чем хотелось бы. Не зря же XVII век ещё называют Бунташным. И по поводу Кальвина: чем принятие кальвинизма Пфальцем, Ангальтом и Бранденбургом страшнее и разрушительнее, допустим, восстания Разина, я ума не приложу.
Да за сто лет с около середины XVI по середину XVII века население Германии  уменьшилось  вчетверо (!).
В основном, убыль населения за тот период была результатом Тридцатилетней войны. Автор же представляет дело так, что весь период был громадной демографической ямой.
Вот  такого  геноцида  собственного  народа,  как  немцы,  русские  не испытали, миловала судьба.
В обыкновенной исторической дискуссии, офтопичное упоминание Гитлера — это признак поражения. Но поскольку автор не устанавливает преград для потока своей мысли, произвольно дёргая события из разных стран и эпох, да и речь заводит о геноциде, то офтопом нацисты здесь быть не могут.
27 миллионов жизней. «Миловала судьба»?
В следующей части автор так и быть, поведает нам, сирым и убогим, чем же на самом деле было монгольское иго...

Комментариев нет:

Отправить комментарий