И снова мы в эфире.
Интересная вещь: битва на Калке состоялась в 1223 году. А Новгородская летопись упоминает об этом сражении только в 1224. Если припомнить логику автора — летописец не упомянул событие вовремя, значит, достоверность события и его важность для современников сомнительны (см. «Лаврентьевская летопись» в предыдущей части «критического опуса» ©) — получаем, что... Не было никакой битвы на Калке?!
А следующие две фразы заслуживают быть отлитыми в граните. Причём именно отлитыми и именно в граните, я настаиваю.
Но если бы летописцы писали только о победах, потомки ничего не знали бы, например, о разгроме русских войск в битве на Калке. Ведь победители в этом сражении летописей не вели. Но и НПЛ, и Лаврентьевская, и Ипатьевская летописи описывают это сражение. Потерю стольких князей и простых воинов, столкновение с новым страшным врагом никто и не пытается скрыть. При всем желании сделать это невозможно. Как тогда прикажете объяснить внезапные перемены на княжеских постах?
Интересная вещь: битва на Калке состоялась в 1223 году. А Новгородская летопись упоминает об этом сражении только в 1224. Если припомнить логику автора — летописец не упомянул событие вовремя, значит, достоверность события и его важность для современников сомнительны (см. «Лаврентьевская летопись» в предыдущей части «критического опуса» ©) — получаем, что... Не было никакой битвы на Калке?!
А следующие две фразы заслуживают быть отлитыми в граните. Причём именно отлитыми и именно в граните, я настаиваю.
Может привести. А может и не привести. Это уж кому как....доверие к «Житию» как историческому источнику может привести к признанию достоверности чудес. Тогда надо признать не только достоверность Невской битвы и Ледового побоища, но и существование ангелов и небесного воинства.
А ещё уравнивать с одной стороны, недостоверно наблюдаемое явление, противоречащее известным нам законам природы и с другой стороны, физически возможное событие, подтверждённое несколькими наблюдателями, не зависящими друг от друга — безусловно сильный ход. Но неубедительный.
А ещё списывать все средневековые источники, в которых так или иначе говорится о необъяснимых наукой явлениях — верный способ остаться без нарративных источников вообще.
А ещё — и это главное — есть такая наука «источниковедение», которая как раз занимается тем, что выясняет, какому источнику можно доверять, в чём именно и насколько.
Дальше автор утверждает, что «Житие» Невского не является исключением среди прочих «Житий», особенно достойным доверия. Доказывается это следующим образом:
Оно грубо искажает даже хорошо известные исторические факты. К примеру, автор «Жития» в начале своего повествования о «подвигах и чудесах князя Александра Ярославича» сообщает, что «этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого от великого князя Ярослава…» (или в другой редакции: — «отец милосердный и человеколюбивой, и более всего — кроткий»). Ярослав Всеволодович благочестив, человеколюбив, да еще и нищелюбец?! С таким же успехом можно наградить такими же эпитетами Ивана Грозного или валашского князя Влада Тепеша (того, что стал прообразом графа Дракулы) — тоже, кстати, национального героя и святого.
Одно из двух: или я что-то пропустил, и Ярослав Всеволодович с Иваном IV уже канонизированы, либо фраза построена немного не по-русски. Но в любом случае, если автор сравнивает Ярослава с Цепешем, то хотелось бы фактов. А вот и они!
Первый опыт восхождения во власть был для Ярослава недолгим и плохо закончился. Юного Ярослава отец посадил князем в Южном Переяславле (нынешний Переяслав-Хмельницкий под Киевом). Черниговский князь Всеволод Чермный выгнал Ярослава, а на его место посадил своего сына. Всеволод Большое Гнездо не смог заступиться за сына. Карьеру Ярослав продолжил, помогая отцу в войне Владимиро-Суздальской земли против Рязанского княжества. После победы над рязанцами (1208 г.) Всеволод оставил в Старой Рязани Ярослава в качестве наместника. Неопытному Ярославу не удалось совладать с рязанцами. Город восстал.
То есть, против молодого и неопытного князя восстали, и это говорит о его зверской жестокости? Недурно. Читаем дальше:
В ходе последовавшей карательной экспедиции, которую возглавил сам Всеволод, в наказание за неповиновение Старая Рязань была сожжена, а ее жители сосланы по городам Суздальской земли.
То есть, молодой князь сравним с Дракулой ещё и за то, что его отец проявил жестокость во время похода на мятежников? Хорошо.
Как гласит летопись: «И повелел великий князь (Всеволод Большое Гнездо) всем людям выйти из града с имуществом, и когда все вышли, приказал поджечь град».
Закономерный вопрос: которая летопись? Их было много. А кстати, давайте опробуем авторскую методу на утверждениях самого автора? Берем любимую Первую Новгородскую старшего извода. Читаем:
Въ лѣто 6716 [1208]. Приде Лазорь, Всеволожь муж, из Володимиря, и Борисе Мирошкиниць повелѣ убити Ольксу Събыславиця на Ярославли дворѣ, и убиша и без вины, въ суботу марта въ 17, на святого Альксия; а заутра плака святая Богородиця у святого Якова въ Неревьскемь конци.
Ничего тут нет про Рязань и Всеволода. Может, надо смотреть за 1209 год, ведь точностью даты автор побрезговал? Ладно, попробуем:
Въ лѣто 6717 [1209]. Идоша новгородьци на Чьрниговъ съ кня/л.73об./зьмь Костянтиномь, позвани Всеволодомь; и придоша на рѣку на Оку, и ту ся скопиша вси вои, а князи рязаньстии и сташа об онуВперёдОкѣ, въ помочь Всеволоду. И позва е Всѣволодъ на обѣдъ, и сѣдоша 6 князь. въ шатрѣ, а Глѣбъ и Ольгъ у Всеволода въ шатрѣ, и новгородьци. И ту обадиста Володимириця братью свою: «и не ими, княже, вѣры братьи наю, суть на тя съвѣтали съ чьрниговьскыми князи», и тѣмь е облици рязаньстии князи. И Всеволодъ изма е и муж ихъ, и сковавъ, посла е въ Володимирь, а самъ поиде съ новгородци и съ клеветникома на Рязаньскую волость; и приде къ Проньску, и /л.74./ рече: «передаите ми ся». Они же сташа съ князьмь Изяславомь съ третиемь Володимиричемь; кюръ Михаилъ побеже переди ис Проньска. И отъя у нихъ воду, и они передашася; и я княгыню кюръ Михаиловую, товары поима бещисла, а съ Изяславомь миръ възя, и отъидоша сторови.
И где?! Где обещанное «И повелел великий князь (Всеволод Большое Гнездо) всем людям выйти из града с имуществом, и когда все вышли, приказал поджечь град»?! Я так не играю. :( А следуя логике автора, если чего-то нет в большой общенациональной летописи, то этого, скорее всего, не было на самом деле! Или было, но совсем не так: например, город сожгли неизвестные купцы, а не князь.
А теперь следите за руками:
То есть, «возможно». Причём, по обыкновению, никаких фактических доказательств не приводится. А уже в следующей фразе...Возможно, именно после этого погрома столица Рязанского княжества больше никогда уже не возродится.
...об уничтожении Рязани именно Всеволодом говорится, как об установленном факте.Об уничтоженном Всеволодом городе сегодня напоминает лишь кольцо величественных валов высотой до 10 метров и протяженностью 3,5 км, которое указывает на место, где когда-то находился один из древнейших городов Древней Руси.
Во-первых. Доказательства того, что Рязань уничтожил Всеволод, а Батый этого не делал — на бочку! А без доказательств, простите, «ваша чёрная метка стоит не дороже сухаря» ©.Принято считать, что Старую Рязань уничтожили орды Батыя, которые якобы сожгли ее в 1237 году. Действительно, почему бы не списать на Батыя собственные грехи? Не дед же святого Александра Невского Старую Рязань разрушил, в самом деле?!
Во-вторых. Мы начали с достоверности свидетельств «Жития». Хорошо. Для этого продолжили жестокостью Ярослава. Отлично. Для доказательства жестокости Ярослава мы начали рассматривать его биографию. Превосходно. При рассмотрении биографии Ярослава мы ненавязчиво перешли к жестокости его отца, Всеволода. А теперь внимание, вопрос: какое отношение жестокости Всеволода имеют к фактической достоверности «Жития» его внука?
Насчёт «родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого»: здесь надо учитывать специфику жанра. Составители житий неизбежно пользовались наработанными ранее штампами. Это касается и родителей: у праведников родители, как правило, благочестивые, у мучеников - тираны или тоже мученики (куда деваются средние родители, я как-то не отследила). Чтобы составитель жития описал родителя нестандартными выражениями, сей родитель должен был уж очень нестандартно себя проявить или же сильно отметиться в биографии героя жития, чтоб нельзя было обойти вниманием. А если личность отца в судьбу сына вмешивается некритично, то достаточно общепринятых оборотов. Житие описывает сына, а не отца.
ОтветитьУдалить> Насчёт «родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого»: здесь надо учитывать специфику жанра. Составители житий неизбежно пользовались наработанными ранее штампами.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Просто не пришло в голову. Плохо у меня с «Житиями». :(
> Житие описывает сына, а не отца.
Ну да, о том и речь. :)