четверг, апреля 18

«...сабли ковались ... только в Москве и в Дагестане...» ©

Как я и обещал, критический опус по статье А. Прозорова «Информационная война против России» дошёл до любимой оружейной темы. Вот что пишет автор статьи:
...сабли ковались только начиная с XIV века, и только в Москве и в Дагестане, в Кубачах. ... Больше нигде в мире сабли ковать не научились...
Пан Ежи Михал Володыевский, которого вы можете видеть в ролике, удивился бы этому высказыванию просто-таки до крайности. Как это — «нигде больше»? А польские карабелы? А... А!!!
Я уже вижу сценарий нового сериала, за который продюсеры HBO или Starz подарят мне личный собственный персональный замок на островах Кергелен. С блэкджеком и... Ладно, обойдусь одним замком с блэкджеком.
Итак, Восточная Европа, конец XVI века. Счастливые русские по секретной технологии, передающейся от отца к сыну, делают сабли и продают их за границу, повышая своё благосостояние и налогообложение на тысячи процентов. Поляки, у которых не хватает золота на покупку сабель, покупают их бартером: тоннами шлют на Русь брошюрки про дикую Московию, пытаясь подорвать русское национальное самосознание, чтобы русские прониклись, покаялись и начали раздавать сабли даром. Таков коварный план Запада. Но мудрый русский царь, вместо того, чтобы платить и каяться, подсовывает эти брошюрки турецкому султану, чтобы тот недооценивал мощь русского государства и набигал с недостаточными силами. Султан уже от этих брошюрок плакает, отбивается и морду отворачивает, но верить им не перестаёт. Все довольны, кроме польского короля. Он расстраивается, что покупать стратегические сабли приходится таким позорным способом, после чего уходит курить в коридор. И о, ужас! Скуривает все запасы бумаги, собранные для очередной партии брошюрок. Поляки остаются без сабель. И тут у них созревает коварный план номер два...
Следщий кадр: по заснеженной Восточноевропейской равнине, под музыку Бэзила Поледуриса, скачет отряд злобных польских вторженцев. Они нападают на мирный посёлок русских оружейников (сцены кровавых убийств, минут на пять-шесть экранного времени, и неприличного насилия, минут на десять-двенадцать). Победить вооружённых саблями русских, и украсть секрет сабель полякам помогает большой поклонник Древнего Рима, невинно (или винно, кто его там разберёт; да и какая разница) осуждённый боярин-изменник-норманнист Жужжало Дуркович, скрывающийся под именем Чёрт Козлов (западный зритель эту экзотику проглотит и добавки попросит). Сыну главного оружейника, Анаконану Григорьевичу, удаётся бежать. Претерпев массу злоключений, он вырастает во великого воина и оружейника, который выковывает свою собственную Лайт-Шаблю.
Пользуясь перевесом в вооружении, Анаконан Григорьевич завоёвывает авторитет в борьбе со степняками, набирает ватагу молодцов (между прочим, ходивших с набегами ещё на самого Батыя в тысяча триста шестьдесят лохматом году), и вторгается в Крымский пашалык, потому что а чо они. Крым покоряется герою, потому что сабель у крымцев нет, а на закидывание брошюрками Анаконан из принципа не реагирует. Он (Анаконан, а не Крым) врывается во дворец турецкого султана (ну да, там же, в Крыму), и становится свидетелем оргии султана с гаремом, притом, со всем сразу (надо же султану оторваться в последний раз, а сценаристам — выбрать лимит сисек на эту серию). В поединке Анаконан Григорьевич убивает султана и сжигает дворец с остатками брошюрок. Самая красивая гаремщица Зулейка (а по-нашему Маша Сидорова) говорит освободителю, что её продали султану злые поляки. Григорьевич, поиграв на камеру желваками и прочими мышцами, идёт сурово мстить.
Тем временем, ляхи,  завладев секретом сабледельчества, вторгаются на Русь. Во главе их  — король (тот, что курил в коридоре, помните?) и загадочный ЛжеГришка с закрытым лицом. Анаконан попадает в плен, ЛжеГришка пытается переманить его на польскую сторону, король нервно пытается убить ЛжеГришку, чтобы не тянул, ЛжеГришка, в ответ, убивает короля, говорит «Я твой отец, Анаконан», и умирает от расстройства, вызванного этим фактом. Торжествующий Анаконан отбирает у поляков секрет ковки сабель, закапывает его в подвале библиотеки Ивана Грозного, отправляет босую и беременную Зулейку Сидорову хлопотать у печи, а сам торжествующе ложится дрыхнуть.
При должном финансировании, я бы растянул эту сагу серий на пятьдесят. Но нет! Не видать мне финансирования, прощай, замок на островах Кергелен. Так издеваться над историей мне воспитание не позволяет. «К чёрту модуль, к чёрту всё!..»©
А если серьёзно, любой, кто интересовался древнерусским оружием, читал одноимённую книгу А.Н. Кирпичникова, и знает, что
Сабли впервые появились в евразийских степях в  VII—VIII  вв. Зона, где встречают древнейшие искривленные клинки, простирается от Алтая и южной Сибири до Венгрии, Чехии и северного Причерноморья. О едином центре происхождения сабли пока говорить не приходится. В создании нового оружия приняли участие многие племена, в первую очередь азиатские кочевники, а также и те, кто с ними боролся. ... В археологической литературе вопросы, связанные с происхождением и распространением сабли, дебатируются довольно остро. Вероятно, поэтому внимание исследователей больше всего концентрируется на начальном периоде истории раннесредневековой сабли. Русский материал обычно привлекался лишь постольку, поскольку он (уже в относительно более позднее время) как-то отражал развитие позднесарматского, аварского, аланского, венгерского и мордовского оружия. ... По мнению большинства авторов, сабля появилась в русских землях в  IX—X  вв. с юга или юго-востока (включая Приазовье, Подонье, Предкавказье), но «потребовалось несколько веков, чтобы она доказала свои преимущества перед мечом». ...следует принять установленными следующие наблюдения: сабли бытуют на Руси приблизительно с  X  в., они имеют  восточное происхождение, датируются некоторые экземпляры  X—XI  вв.
Очередной любопытный факт: автор, заявляющий одновременно о технологической  продвинутости Руси и техническом совершенстве сабель, при этом недрогнувшей рукой урезает время сабель на Руси на целых четыре столетия. А утверждения о Руси, как родине сабель, при проверке их данными археологии, оказываются чем-то сродни рассказам о русском первопечатнике X века.
Кстати, если сабля — исконно русское оружие, то почему же это название в русском языке заимствованное? Вот что сказано в словаре Фасмера:
Саґбля, Ближайшая этимология: Укр., блр. Шаґбля, др.-русск. СаблR (Пов. врем. лет, СПИ), болг. Саґбя, сербохорв. са? б?а, словен. sa? blja, чеш. «аvlе, слвц. «аbl, польск. szabla. Дальнейшая этимология: Эти слова считаются элементами вост. происхождения. За источник принимают венг. szablya "сабля" от szabni "резать". С востока происходит и нем. S„bel "сабля" (Клюге-ГеЁтце 493; Мi. ЕW 287; Корш у Преобр. II, 243; Сб. Анучину 527; Младенов 566). Следует отклонить этимологию из греч. ZabТj "вывернутый, выкрученный". Ставился также вопрос о тюрк. происхождении (Маценауэр, LF 21, 241; Поляк, LF 70, 29; Голуб--Копечный 367). Комментарии Трубачева: [См. еще Коэн, BSL, 31, 1931, стр. 40 и сл.; Венедиков, Изв. Инст. бълг. ез., 3, 1954, стр. 289 и сл.; последний возражает против венг. этимологии и производит из др.-булг. Против объяснения из венг. szablya, которое само могло быть заимств. из сербохорв., см. Дикенман, RS, 21, 1960, стр. 137 и сл. -- Т.]
Но «Информационная война» не даёт нам ответа. Зато мы узнаём, что
...наступал прогресс, XVII век. Сабля уступила место другим вооружениям.
Про то, что сабля с наступлением прогресса и XVII века уступила место другим вооружениям, интересно было бы рассказать кавалеристам эпохи наполеоновских войн. То-то бы посмеялись мужики...
О, эта мания величия человека ХХI века! Все, что делали предки, ему кажется простым, а то, что делает он сам — непостижимым для древних. Хотя нередко все оказывается с точностью до наоборот. Броню «черепаховую» для «Авроры», как оказалось, сделать никто сейчас не в состоянии — а ведь всего сто лет прошло. Каменные блоки, что перемещали древние египтяне, современные строители сдвинуть не в состоянии — при строительстве Асуанской плотины для переноса памятников архитектуры блоки пришлось пилить.
Могу ошибаться, я не специалист по Древнему Египту. Но, во-первых, кажется, египтяне никуда не таскали Абу-Симбел целиком? Во-вторых, храм был распилен на блоки средним весом в двадцать тонн, некоторые достигали и тридцати. Для сравнения, средний блок в пирамиде Хеопса весит две с половиной тонны, а самый тяжёлый — пятнадцать. В-третьих, строители XX века стремились вовремя выполнить задачу, и уложиться при этом в смету,  а не реконструировать технологии многотысячелетней давности. В-четвёртых, перетащить каменный блок — это задача вполне решаемая и без древнеегипетских технологий, и без современных. Гром-камень, тот, что под Медным всадником, переместили безо всяких сакральных тайн фараонов. А весит он не 15 тонн, и даже не 30, а все 1600 (тысячу шестьсот).
Сабля имела вес почти втрое меньше обычного европейского меча...
Обычный европейский меч — это меч двуручный, очевидно?
...но испытывала те же нагрузки...
Меч — рубяще-колющее оружие, сабля — рубяще-режущее. Способ применения несколько отличается.
...а потому требовала для изготовления более качественной стали. Соответственно, сабли ковали только там, где умели варить качественную сталь — булат. ... Как нетрудно заметить, булат производился в относительно небольшом районе Азии. Европа и Китай с Монголией к этим районам не относятся. Вопрос закрыт, и самолюбивые намеки на «толедские клинки» или «самурайские катаны» по меньшей мере наивны: в Японии и Европе просто не имелось качественного материала для производства высококлассного оружия. Как и мастеров для ковки оного.
Мнение мастера-оружейника:
Твердость клинка, его способность резать и рубить твердые предметы, вплоть до камней, является самой обсуждаемой темой в среде любителей клинкового оружия. ...
Итак, имеются:
- афганский пулуар с дамасковым клинком;
- индийский тулвар с дамасковым клинком;
- турецкий ятаган с типичным изогнутым тонким клинком без видимого узора;
- другой турецкий ятаган, говорят форменного морского типа, с толстым массивным клинком без видимого узора;
- французская сабля офицера инфантерии образца 1821 года с дамасковым клинком с меткой K&S - Kirchbaum Schnitzer;
- японский сингунто кузнеца Кагэмицу, работавшего в середине 20 века, далеко не худшего мастера своего времени, оставившего на хвостовике свое имя, то есть отвечающего за качество этого меча.
...Самое лучшее соотношение твердости и упругости демонстрирует французская сабля.
Увы, увы, увы. Легендарный дамаск оказался превзойдён обыкновенным европейским ширпотребом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий