воскресенье, декабря 18

«Если сказать прямо, то ответ на этот вопрос не может составить особого труда.» ©

Среди «альтернативно-исторических» авторов весьма распространён такой приём: взять отрывок чужой книги или статьи, чуть изменить его — даже не чтобы не узнали, а скорее, для придания некоей литературной кудрявости, или того, что они под этим понимают, — и вставить в свою книжку. В общем, к чужому тексту эти авторы относятся, как к черновику своего.
Сравним две цитаты. Первая:
В империи эфталитов, охватывавшей в Y-YI веках всю Центральную Азию, христианство было объявлено даже государственной религией; на единстве веры основывался союз эфталитов и армян в борьбе с зороастрийской Персией. Однако общенародной религией христианство в этом краю так и не стало, мирно соседствуя с буддизмом, огнепоклонничеством, племенными культами.
И вторая:
Очень интересен и тот факт, что в государстве гуннов-эфталитов, а оно охватывало в V—VI  веках  едва ли не всю Среднюю Азию, христианство  было объявлено даже государственной религией. Кстати говоря,  идеологическим основанием  для  союза эфталитов и армян в борьбе с зороастрийской Персией послужило именно единство веры. Впрочем,  христианство в эфталитской державе вполне мирно уживалось с буддизмом, огнепоклонничеством и племенными культами.
Очень интересен тот факт, что первая цитата взята из статьи «Краткий очерк из истории  Ташкентской и Среднеазиатской епархии», а статья эта опубликована в 2003 году. Вторая же цитата — из нежно любимой книги «Царь Батый», первая версия которой (тогда ещё «Русский царь Батый») появилась на свет в 2006.
Между тем, возникает вполне резонный вопрос, каким же образом в могольской среде могли уживаться монотеистические религиозные представления,  диктуемые несторианством, с архаическим анимизмом (т.е. верой в духов) и шаманством? Если сказать прямо, то ответ на этот вопрос не может составить особого труда.
И каков же он, не составляющий ответ?
Возьмем, для примера, средневековую Западную Европу того времени (XII — XIII вв.) и посмотрим как обстояли дела  здесь. Вряд ли мы ошибемся, если возьмемся утверждать, что Католическая Церковь занимала главенствующие позиции в  духовной жизни населения западноевропейских государств средневековья.  Безусловно, нельзя  списывать со счетов влияние на европейское население остатков неискорененного  язычества, сохраняющегося в Испании мусульманства и иудаизма,  а также разного  рода ересей и культов, тем не менее, господствующей религией в Европе в XII — XIII  вв.  было христианство и это факт. Однако,  господство христианства не уничтожило  здесь тех же астрологов, которые процветали при дворах западноевропейских  государей.
Мне одному кажется, что астролог при христианском дворе и массовое совмещение христианства с анимизмом  это не совсем одно и то же?
К примеру, известный астроном И.  Кеплер,  открывший законы движения планет,  зарабатывал на жизнь еще и составлением гороскопов...
Замедленный повтор:
Возьмем, для примера, средневековую Западную Европу того времени (XII — XIII вв.)...
Ещё раз:
XII — XIII вв.
И при этом:
К примеру, известный астроном И.  Кеплер...
Годы жизни Кеплера, если кто забыл, 1571  1630. Какое отношение гороскопы Кеплера имеют к придворным астрологам тринадцатого века  загадка.
Самый  интересный  вопрос состоит в следующем — являлся ли последователем христианства сам Чингис-каган? Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли возможно. Однако, весьма сомнительно, чтобы Чингис был  язычником. Рашид-ад-дин пишет о его молении  следующее: «В  этом пламенении гнева он (Чингис — К.П.)  поднялся в одиночестве на вершину  холма, набросил на шею пояс, обнажил голову и приник лицом к земле. В течение трех суток он молился и плакал, [обращаясь] к Господу, и говорил:  «О,  великий Господь! О Творец тазиков и тюрков! Я не был зачинщиком пробуждения этой смуты, даруй же мне своею помощью силу для отмщения!»
То есть, Рашид-ад-Дин пересказывает слова Чингис-хана, сказанные тем сто лет назад, притом без свидетелей. Откуда Рашид-ад-Дину было точно знать, что говорил и как молился хан?
Дальше  больше.
Данные слова Рашид-ад-дина вызывают определенные ассоциации с текстом Евангелия: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).
Замечательная ассоциация. Интересно, автор понимает, с Кем он Чингиса сравнивает?
Кроме того, есть некоторые основания полагать, что Оэлун, мать Чингис-кагана, была христианкой.
И какие же это основания?
В  пользу предположения о христианстве Оэлун свидетельствует следующий факт.  По сообщению автора «Сокровенного сказания»,  знакомство Есугея со своей будущей женой произошло следующим образом: «Есугай-Баатур  повстречал меркитского Эке-Чиледу, который ехал со свадьбы, взяв себе девушку из Олхонутского племени. Заглянув в возок и поразившись редкой  красотой  девушки,  он  поспешно вернулся домой и привел с собой старшего своего брата, Некун-танчжия, и младшего — Даритай-отчигина». Так вот, меркиты, из числа которых был Эке-Чиледу, являлись христианами, о том есть достаточно упоминаний в источниках.
Бррррр!!! То есть, мать Чингис-хана была христианкой, потому что христианином был её первый муж?
На подобные сомнения автор отвечает: да, была! И именно поэтому.
Без  всякого сомнения христианин Эке-Чиледу ни в коем случае не женился бы на девице чуждой ему веры, посему Оэлун или приняла вероисповедание  мужа  перед свадьбой или являлось христианкой с младенческого возраста.  
Гм.
...обвенчавшись с нею "с благословения епископа Бове, хотя он имел уже трех жен: одну - в своей земле, другую - с собою и третью - в запасе (en reserve)".
Это про христианского европейского государя XII века. Крестоносца, между прочим. У Фридриха II Гогенштауфена, кстати, тоже крестоносца, по некоторым свидетельствам, был целый гарем  в том числе, и с мусульманками. Ещё один знаменитый христианин, Роллон, первый герцог Нормандии, одновременно жертвовал деньги Церкви и убивал пленных христиан, чтобы умилостивить Одина. Правители традиционно христианских областей запросто совершали далеко не христианские поступки. А вот меркит Эке-Чиледу был заведомо, априори, большим христианином, чем эти сиятельные господа, и был не способен жениться на язычнице...
Не говоря уже о том, что если Оэлун могла принять религию мужа перед браком с Эке-Чиледу, то что ей мешало вторично проделать то же самое перед браком с Есугеем, вернувшись, таким образом, в своё первобытное состояние?
Таким образом, вполне возможно, что имя Оэлун, это не более чем  некоторое  фонетическое  искажение крестильного имени Елена.
Не буду я в третий раз ссылку на Зализняка давать. «Фонетические искажения...» Жуть какая!
Бытующие в воображении современной публики представления о древних моголах как о сборище узкоглазых монголоидных дикарей пребывавших на той стадии культурного развития, которой религиозная исключительность еще чужда, так вот, данные представления неверны. 
«Велик могучий русский языка.» © Несомненно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий