Среди «альтернативно-исторических» авторов весьма распространён такой приём: взять отрывок чужой книги или статьи, чуть изменить его — даже не чтобы не узнали, а скорее, для придания некоей литературной кудрявости, или того, что они под этим понимают, — и вставить в свою книжку. В общем, к чужому тексту эти авторы относятся, как к черновику своего.
Сравним две цитаты. Первая:
Дальше — больше.
На подобные сомнения автор отвечает: да, была! И именно поэтому.
Не говоря уже о том, что если Оэлун могла принять религию мужа перед браком с Эке-Чиледу, то что ей мешало вторично проделать то же самое перед браком с Есугеем, вернувшись, таким образом, в своё первобытное состояние?
Сравним две цитаты. Первая:
В империи эфталитов, охватывавшей в Y-YI веках всю Центральную Азию, христианство было объявлено даже государственной религией; на единстве веры основывался союз эфталитов и армян в борьбе с зороастрийской Персией. Однако общенародной религией христианство в этом краю так и не стало, мирно соседствуя с буддизмом, огнепоклонничеством, племенными культами.И вторая:
Очень интересен и тот факт, что в государстве гуннов-эфталитов, а оно охватывало в V—VI веках едва ли не всю Среднюю Азию, христианство было объявлено даже государственной религией. Кстати говоря, идеологическим основанием для союза эфталитов и армян в борьбе с зороастрийской Персией послужило именно единство веры. Впрочем, христианство в эфталитской державе вполне мирно уживалось с буддизмом, огнепоклонничеством и племенными культами.Очень интересен тот факт, что первая цитата взята из статьи «Краткий очерк из истории Ташкентской и Среднеазиатской епархии», а статья эта опубликована в 2003 году. Вторая же цитата — из нежно любимой книги «Царь Батый», первая версия которой (тогда ещё «Русский царь Батый») появилась на свет в 2006.
Между тем, возникает вполне резонный вопрос, каким же образом в могольской среде могли уживаться монотеистические религиозные представления, диктуемые несторианством, с архаическим анимизмом (т.е. верой в духов) и шаманством? Если сказать прямо, то ответ на этот вопрос не может составить особого труда.И каков же он, не составляющий ответ?
Возьмем, для примера, средневековую Западную Европу того времени (XII — XIII вв.) и посмотрим как обстояли дела здесь. Вряд ли мы ошибемся, если возьмемся утверждать, что Католическая Церковь занимала главенствующие позиции в духовной жизни населения западноевропейских государств средневековья. Безусловно, нельзя списывать со счетов влияние на европейское население остатков неискорененного язычества, сохраняющегося в Испании мусульманства и иудаизма, а также разного рода ересей и культов, тем не менее, господствующей религией в Европе в XII — XIII вв. было христианство и это факт. Однако, господство христианства не уничтожило здесь тех же астрологов, которые процветали при дворах западноевропейских государей.Мне одному кажется, что астролог при христианском дворе и массовое совмещение христианства с анимизмом — это не совсем одно и то же?
К примеру, известный астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, зарабатывал на жизнь еще и составлением гороскопов...Замедленный повтор:
Возьмем, для примера, средневековую Западную Европу того времени (XII — XIII вв.)...Ещё раз:
XII — XIII вв.И при этом:
К примеру, известный астроном И. Кеплер...Годы жизни Кеплера, если кто забыл, 1571 — 1630. Какое отношение гороскопы Кеплера имеют к придворным астрологам тринадцатого века — загадка.
Самый интересный вопрос состоит в следующем — являлся ли последователем христианства сам Чингис-каган? Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли возможно. Однако, весьма сомнительно, чтобы Чингис был язычником. Рашид-ад-дин пишет о его молении следующее: «В этом пламенении гнева он (Чингис — К.П.) поднялся в одиночестве на вершину холма, набросил на шею пояс, обнажил голову и приник лицом к земле. В течение трех суток он молился и плакал, [обращаясь] к Господу, и говорил: «О, великий Господь! О Творец тазиков и тюрков! Я не был зачинщиком пробуждения этой смуты, даруй же мне своею помощью силу для отмщения!»То есть, Рашид-ад-Дин пересказывает слова Чингис-хана, сказанные тем сто лет назад, притом без свидетелей. Откуда Рашид-ад-Дину было точно знать, что говорил и как молился хан?
Дальше — больше.
Данные слова Рашид-ад-дина вызывают определенные ассоциации с текстом Евангелия: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).Замечательная ассоциация. Интересно, автор понимает, с Кем он Чингиса сравнивает?
Кроме того, есть некоторые основания полагать, что Оэлун, мать Чингис-кагана, была христианкой.И какие же это основания?
В пользу предположения о христианстве Оэлун свидетельствует следующий факт. По сообщению автора «Сокровенного сказания», знакомство Есугея со своей будущей женой произошло следующим образом: «Есугай-Баатур повстречал меркитского Эке-Чиледу, который ехал со свадьбы, взяв себе девушку из Олхонутского племени. Заглянув в возок и поразившись редкой красотой девушки, он поспешно вернулся домой и привел с собой старшего своего брата, Некун-танчжия, и младшего — Даритай-отчигина». Так вот, меркиты, из числа которых был Эке-Чиледу, являлись христианами, о том есть достаточно упоминаний в источниках.Бррррр!!! То есть, мать Чингис-хана была христианкой, потому что христианином был её первый муж?
На подобные сомнения автор отвечает: да, была! И именно поэтому.
Без всякого сомнения христианин Эке-Чиледу ни в коем случае не женился бы на девице чуждой ему веры, посему Оэлун или приняла вероисповедание мужа перед свадьбой или являлось христианкой с младенческого возраста.Гм.
...обвенчавшись с нею "с благословения епископа Бове, хотя он имел уже трех жен: одну - в своей земле, другую - с собою и третью - в запасе (en reserve)".Это про христианского европейского государя XII века. Крестоносца, между прочим. У Фридриха II Гогенштауфена, кстати, тоже крестоносца, по некоторым свидетельствам, был целый гарем — в том числе, и с мусульманками. Ещё один знаменитый христианин, Роллон, первый герцог Нормандии, одновременно жертвовал деньги Церкви и убивал пленных христиан, чтобы умилостивить Одина. Правители традиционно христианских областей запросто совершали далеко не христианские поступки. А вот меркит Эке-Чиледу был заведомо, априори, большим христианином, чем эти сиятельные господа, и был не способен жениться на язычнице...
Не говоря уже о том, что если Оэлун могла принять религию мужа перед браком с Эке-Чиледу, то что ей мешало вторично проделать то же самое перед браком с Есугеем, вернувшись, таким образом, в своё первобытное состояние?
Таким образом, вполне возможно, что имя Оэлун, это не более чем некоторое фонетическое искажение крестильного имени Елена.Не буду я в третий раз ссылку на Зализняка давать. «Фонетические искажения...» Жуть какая!
Бытующие в воображении современной публики представления о древних моголах как о сборище узкоглазых монголоидных дикарей пребывавших на той стадии культурного развития, которой религиозная исключительность еще чужда, так вот, данные представления неверны.«Велик могучий русский языка.» © Несомненно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий