суббота, декабря 11

«Особенно когда визуальный ряд сопровождается звуками гениальной музыки Шостаковича.» ©

Мы уже прошли примерно три пятых книги А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище».
Автор о Тевтонском Ордене:
Орден прибыл в Прибалтику для решения одной задачи — обращение язычников в христианство. После ее выполнения Тевтонский Орден должен был прекратить свое существование. Что и произошло, когда на землях крещенных пруссов образовалось светское государство Пруссия.
Разве в 1525 году
не только прекратилось существование Государства Ордена, но и сам Орден был распущен? Кроме того, из текста следует, что Орден благородно самоликвидировался, выполнив свою задачу, поэтому хотелось бы увидеть документы Ордена, где говорилось бы о грядущей самоликвидации. И попутно объяснялось бы, почему Орден, меч в руке Папы, добровольно сдал бы дела первому в Европе протестантскому государству.
Битва при Сауле:
В «крестовый поход» на литовцев во главе с магистром отправился практически весь Орден Меченосцев — 55 рыцарей. Кроме братьев-рыцарей Ордена в походе участвовало ополчение немецких колонистов из Ливонии (около 600 человек), 500 пилигримов, прибывших из Европы, и почти полторы тысячи местных жителей (эстов, ливов, лэттов). Кроме того, в этом «крестовом походе», осуществленном по указанию Римского Папы, участвовала псковская дружина в количестве 200 воинов. Несложно подсчитать, что русских воинов среди «крестоносцев» было в четыре раза больше, чем ненавистных отечественным историкам рыцарей Ордена Меченосцев... Теперь читателю понятно, почему битва при Сауле не удостоилась памятника? Не ставить же его на месте сражения, в котором литовские витязи наголову разгромили войско русских «крестоносцев»!
А ещё можно вспомнить, что при Бородино на одного Бонапарта приходилось несколько тысяч солдат Понятовского, и сделать из этого вывод, что в 1812 году было вторжение поляков, а не Наполеона.
Возвращаясь же к битве при Сауле, несложно подсчитать, что на каждого псковича (псковского наёмника?) приходилась не только четверть рыцаря, но и тринадцать немецких колонистов, предположительно немецких пилигримов и местных вспомогательных пехотинцев.
О том, что для советских пропагандистов аццкие крестоносцы выглядели выигрышнее языческой литвы:
...с грозными рыцарями, несущимися в атаку стальным тараном, как это показано в фильме Эйзенштейна. Вот это действительно производит впечатление грозной силы, многочисленной и хорошо организованной. Особенно когда визуальный ряд сопровождается звуками гениальной музыки Шостаковича.
Current music: С.С. Прокофьев, «Александр Невский», трек №5 «Ледовое побоище». И к вопросу о том, можно ли было снять сильную сцену с атакой не рыцарского клина, а толпы дикарей в шкурах:

Конечно, у Эйзенштейна и Прокофьева получилось бы иначе, нежели у МакТирнана и Голдсмита, но не думаю, что хуже.
И опять Русь предаёт несчастный Орден:
... в 1517 году заключен договор между Тевтонским Орденом и Москвой, по которому рыцарям была обещана помощь против Польско-Литовского государства... Обещания своего Василий так и не сдержал... В результате Орден вынужден был заключить мир и стал вассалом Польско-Литовского государства. Получается, что если бы Москва не на словах, а на деле поддержала Тевтонский Орден, не было бы трагедии Смутного времени... Но для нас в данном случае главное другое: в XV веке Москва считает, что крестоносцы Тевтонского Ордена — ее союзники, а в XX историки будут уверять в том, что он — главный враг.
Считай Москва Орден своим союзником, то она оказала бы обещанную помощь. А про Смутное время получилось вообще замечательно. Значит, причинами Смуты были не социальные процессы, происходившие на Руси в годы правления Ивана Грозного, не фактическая гражданская война, опустошившая огромные территории, не династический кризис, а гибель Ордена джедаев Тевтонского Ордена?
Дальше автор сообщает, что единое Московское царство в XV — XVI веке не считало Ливонский орден серьёзным противником, а значит, орден не представлял угрозы и для Новгорода в веке XIII. На резонное возражение, что за два-три столетия русские могли несколько окрепнуть, автор отвечает, что и Ливонский орден стал сильнее!
Теперь магистр Ливонского Ордена может собрать не сотню рыцарей и пару тысяч плохо вооруженных аборигенов, а огромное войско: в 1480 году он приводит под Псков, по свидетельству Ливонской хроники, стотысячное войско. Это в пять раз больше, чем — по традиционной версии — выставили ливонцы против русских во время «Ледового побоища»!
Сверяем. Бальтазар Руссов, «Хроника провинции Ливония».
В 1477 г. магистерского достоинства в Ливонии достиг Бернгард фон дер Борх. Этот магистр, был вовлечен в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100,000 человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию, опустошительно прошел по этой стране и выжег предместье Пскова, ничего более не сделав.
1477 — это ошибка Руссова. В целом же — да, речь идёт о ста тысячах человек. Только есть три момента, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, на это стотысячное войско определённо не хватает Ганса Дельбрюка. Был такой немецкий военный историк, который, встречая в источниках числа со многими нулями, брал карандаш и пересчитывал реальность этих чисел с учетом данных демографии, экономики, логистики... Пострадали Геродот, дядя Юлиус со своей Галльской войной и другие замечательные сочинители. В самом деле, где бы в средневековой Ливонии можно было набрать сто тысяч войска? Для этого население страны должно было составлять под 10 миллионов.
Во-вторых, Руссов родился около 1540 года и знал о событиях XV века только из вторых рук. «Хроника провинции Ливония» в основном используется как источник по Ливонской войне.
В-третьих, чуть дальше у того же Руссова можно прочесть:
...Вольтер Плетенберг, магистр ливонский, совместно с другими сословиями страны, предпринял это дело с Божиею помощью в 1501 году, выступил в поход в Россию, в четверг после Варфоломея, с 4,000 всадников, порядочным количеством ландскнехтов и крсстьян и с несколькими полевыми орудиями...
Или:
В августе 1502 года все ливонские сословия снова ополчились и выступили в поход с 2,000 всадников и 1,500 немецких служивых людей пехоты и несколькими сотнями крестьян и несколькими полевыми орудиями. 
То есть, по Руссову, в 1480 году магистр приходит под Псков со стотысячной армией, а двадцать лет спустя вся Ливония выставляет для войны против русских полтора землекопа. Убедительно, ничего не скажешь...
Уже тогда Запад боялся Руси, а не наоборот. Единственное, что Европа могла сделать, чтобы обезопасить себя от вторжения с Востока, — как можно лучше запереть свои двери. 
В очередной раз вспоминается Наполеон с Москвой-рекой и Рейном.
И сейчас многие россияне на генетическом уровне уверены, что Запад нам враждебен. Такое мировоззрение целенаправленно формировалось идеологической машиной государства и православной церковью поколениями. Миф об Александре Невском — его фундаментальное основание. Пора покончить с этой фобией и перестать видеть врага там, где его никогда не было.
Спасибо за императив. Что же до содержания — без комментариев.
Да и саму опасность возможного «крестового похода» для судьбы русских княжеств не стоит преувеличивать. Ну, захватили в результате трех походов объединенные силы всей Европы полоску Средиземноморского пляжа и несколько городов. Как это изменило судьбы проживающих там народов? Они стали католиками? Нет. Этот регион был колонизирован европейцами и вошел в орбиту европейской политики? Нет. Если почитать литературу, посвященную «крестовым походам», то может сложиться впечатление, что от них больше всего пострадали не имеющие никакого отношения к целям крестоносцев (освобождение гроба Господня) евреи, которых они громили не только в захваченном Иерусалиме, но и по всей Европе.
Больше всего? А как же два миллиона европейцев, погибших в Крестовых походах? Или автор уже не помнит, что писал несколько страниц назад? Ну, а к сотням тысяч погибших местных жителей, очевидно, применяется подход «чего их, басурман, жалеть». Да и вообще к данным о жертвах среди мирного населения автор относится по принципу «это всё враньё»:
Сложившиеся в отечественной исторической литературе в позапрошлом веке представления о том, что нашествие Батыя нанесло Руси невосполнимый урон, вызывают большие сомнения. 
Ну разумеется, о монголах полтораста лет писали одни только ангажированные дураки. Аргументируется это так:
Почти половина территории Руси, включая самую большую по площади и самую богатую часть Руси — Новгородскую землю, а также Полоцкое, Турово-Пинское и часть Смоленского княжества, избежали татарщины.
Возвращаемся по тексту чуть назад. Читаем:
В 1188 году, воспользовавшись тем, что в Швеции вновь разгорелась междоусобная война (за королевский трон боролись сразу три претендента) враги, пришедшие из-за моря, напали на шведскую столицу Сигтуну. По Карамзину, в этом набеге участвовали русские вместе с карелами и эстонцами. Они пришли на судах, убили архиепископа Упсальского, взяли город Сигтуну, «опустошили его, так что он навеки утратил свое прежнее цветущее состояние, и вместе со многими драгоценностями похитили серебряные церковные врата, которыми украсилась Соборная церковь Новгородская» (СС, т. 2—3, с. 401). ... Швеции был нанесен страшный удар в самое сердце. Погибла не просто столица страны, но и важнейший торговый центр. Об огромном значении Сигтуны говорит тот факт, что в ней была каменная православная церковь и русский торговый двор, где постоянно проживали купцы из Руси, а немцы называли Сигтуну «великий город». Этот город был известен даже арабам: Сигтуну упоминает арабский географ Идриси (1140-е гг.).
Разорён 1 (прописью: один) город, и это означает, что Швеции нанесён «страшный удар в самое сердце». Заметим, что 99,99% территории страны «враги, пришедшие из-за моря» не тронули. Монголы разорили на Руси намного больше одного города, но это, по мнению автора, отнюдь не значит, что «нашествие Батыя нанесло Руси невосполнимый урон».
Если в ходе завоевания Батыем Северо-Восточной Руси татаро-монголы и разорили многие крупные города Владимиро-Суздальского княжества, то это не было катастрофой. Во-первых, все разоренные монголами крупные города, даже «злой» городок Козельск, после пережитой катастрофы не исчезли с лица земли, а были быстро восстановлены на прежнем месте. 
Во-первых, насколько быстро города были отстроены? Во-вторых, насколько быстро восстановилась численность населения? В-третьих, когда был восстановлен экономический потенциал? В-четвертых, все ли памятники материальной культуры могли быть восстановлены? И, наконец, главное. Ущерб был катастрофичен, в первую очередь, потому, что он был невосполним. Люди погибли.
Да и разрушения были не такими сильными. Например, в стольном Владимире, который был взят монголами штурмом, сохранились каменные постройки до-ордынского периода, включая фортификационное — «Золотые ворота».
Изо всех домонгольских построек во Владимире сохранилось три.
Хрестоматийный пример со Старой Рязанью, якобы так и не оправившейся после взятия монголами и отстроенной на новом месте — приводится как доказательство ужасного разорения. Если вдуматься, то он должен служить примером обратного: сразу после нашествия монголов Рязанское княжество нашло силы и средства немедленно построить на пустом месте новую столицу. Впрочем, как я уже говорил, скорее всего, Старая Рязань была покинута еще до нашествия монголов. Она так и не возродилась, после того как ее сожгли по приказу Всеволода Большое Гнездо.
Хрестоматийный пример со Старой Рязанью в изложении автора нам уже известен. Я запамятовал, как зовется софистический приём, когда требующее доказательства вводится, как уже доказанное. Что же до отстройки нового города, то Переяславль-Рязанский впервые упоминается в летописи в 1095 году, то есть, немедленная постройка — это перенос столицы княжества в другой город.
И вот ещё неплохой фрагмент:
...простым горожанам и отбиваться было нечем, да и незачем — заплатил десятину монголам и спи спокойно. За что кровь-то свою проливать? За недвижимое имущество бежавшего князя?... 
За что? Вот как об этом пишет любимая Первая Новгородская:
... И оттолѣ послаша послы своя, жену чародѣицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое.
Ах да, русский летописец был идеологически обработан, а сам текст летописи позже отредактирован Ярославом Всеволодичем и сыном его Александром, советскими историками и прочими велосипедистами. Ладно. Вот что писал очевидец с Запада, Плано Карпини, в своей «Истории монгалов»:
Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингис-кана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы. И вот чего Татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и берут одного и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою страну и держат в качестве рабов. Остальных они считают и распределяют согласно своему обычаю. А когда они получат полную власть над ними, то, если что и обещали им, не исполняют ничего, но пытаются повредить им всевозможными способами, какие только соответственно могут найти против них. Например, в бытность нашу в Руссии, был прислан туда один Саррацин, как говорили, из партии Куйюк-кана и Бату, и этот наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, и по-немецки оно называется ильтис (iltis), поляки же и русские называют этого зверя дохорь (dochori), и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к Татарам и обращен в их раба.
Ну совершенно не от чего было защищаться простым горожанам.
Утверждения о том, что Русь в XIII веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон — латинской Европы и монгольской Азии, не что иное, как нелепая выдумка.... Европа, так же, как и Русь, подверглась нашествию монгольской Азии и, следовательно, русские княжества были ее естественным союзником в борьбе против общего врага. Именно поэтому в 1248 году Папа Римский обещал поддержку Александру Ярославичу против татар.
Про помощь Запада мы уже говорили. Но интереснее то, что автор пишет дальше:
Другое дело, если в Европе рассматривали русских как союзников Батыя. Тогда война с ними становилась составной частью отражения татаро-монгольского нашествия... Северо-Восточная Русь должна была поддержать поход Батыя в Европу, ударив по Ливонии. 
Это следует просто цитировать. Безо всяких комментариев.
... во времена нашествия Батыя европейцы видели защитника от татарского нашествия не в лице русских княжеств, а в Польше, Венгрии и Чехии. Русские же в западных документах того времени назывались не иначе как «слуги» татар. Как-то нехорошо получилось. Как только ордынские земли были подчинены Руси, о прежнем пособничестве и услужении татарам сразу же стыдливо позабыли, а потом и из соучастников татарских походов в Европу перекрасились в ее защитников.
«Не иначе»... Автор читал все западные источники тринадцатого века, где упоминаются русские? Сомневаюсь. Хинт: у того же Плано Карпини русские не называются слугами татар.
И самый блистательный вольт:
Почему же историки упорно отстаивают не находящую фактического подтверждения легенду о катастрофических последствиях нашествия Батыя?
Очевидно, потому, что нашествие Батыя имело катастрофические последствия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий