У Джеральда Даррелла в «Земле шорохов» есть такой эпизод:
Сперва читателю сообщают, что лошадей, оказывается, нужно кормить. Правда, в этот раз приводится цитата не из книги Коленкура, а из интервью с ветераном Великой Отечественной войны И.А. Якушиным.
Далее нам сообщают, что если принять численность монгольского войска по Каргалову (до 140 тысяч человек), то всей армии на время компании потребовалось бы 252 тысячи тонн овса. 252 тысячи тонн — это очень большое число. Вот только само по себе оно не означает совершенно ничего.
В саге о подковах автор предложил сравнение армии Батыя с поселением городского типа Мурашкино. Мы же сейчас ничего сравнивать не будем, а просто проиллюстрируем бесполезность цифр, которые взяты в отрыве от контекста.
Предположим, что в городе с населением в десять миллионов человек каждый житель ежедневно съедает по триста граммов хлебобулочных изделий. Значит, в день городу требуется 3 тысячи тонн хлеба. За пресловутые пять месяцев, или 150 дней город съест 450 тысяч тонн хлеба. Ура, мы назло продажным официальным историкам доказали, что не существует в мире ни Шанхая, ни Стамбула, ни Дели, ни Москвы...
Или, всё же, не доказали? В общем, получилось, как в прошлый раз, с железом для подков. «Количество жилья, построенного нашим СМУ, равно тридцати двум Крыжополям», а толку от этой информации никакого.
Далее следует ещё один старый трюк: якобыэнциклопические вставки, не имеющие отношения к делу. Сообщив о том, что в лесной полосе России лошадь не прокормишь одним подснежным кормом (будто много кто в этом сомневался), автор переходит к вопросу о выносливости монгольских лошадей. Кто из историков «пытается объяснить военные успехи монголов изумительной выносливостью монголок» (янепошлый, янепошлый, янепошлыйянепошлый) так и остаётся неизвестным, однако в опровержение этой идеи предъявляется обширная цитата про биологию и константу Рубнера. Какое отношение уровень потребления кислорода на единицу массы человека или лошади имеет к монгольской армии — загадка.
Как предположение о выносливости монгольских лошадей опровергается наличием не менее, а то и более выносливых пород — загадка не меньшая. Однако описанию прочих кочевых пород посвящено две с половиной тысячи знаков. Ну а склеена константа Рубнера с иомудской лошадью посредством познавательной интерлюдии про афроафриканца с эскимосом, которые, будучи выкинуты в одних футболках на январский мороз в России, замёрзнут оба. Таким гуманистическим способом автор иллюстрирует идею о том, что возможностям человека, независимо от расы, положён предел самой биологией. Это прорыв в науке, пожалуй...
Далее автор вновь сравнивает Батыя с Наполеоном, дополняя сравнение собственными стратегическими выкладками. Но об этом — в следующий раз.
Радио затрубило протяжное и тоскливое танго самого неблагозвучного сорта. Мы молча слушали, пока не замер последний отчаянный вопль.Чем это похоже на книгу К.А. Пензева «Царь Батый»? Тем, что метод доказательств у автора, мягко говоря, не блещет оригинальностью. А про качество этих доказательств... Ладно, не будем о грустном, и перейдём от подков к следующему пункту программы — фуражу.
– Переведите эту веселенькую вещичку,– попросил я Марию.
– Это о человеке, который обнаружил, что его жена больна туберкулезом,– объяснила она.– Он потерял работу, и дети его голодают. Жена при смерти. У него очень плохое настроение, и он спрашивает, в чем смысл жизни.
Радио снова принялось вопить что-то, очень похожее на предыдущую песню. Когда оно замолчало, я взглянул на Марию и вопрошающе поднял брови.
– Это о человеке, который только что обнаружил, что жена ему неверна,– уныло перевела она.– Он зарезал ее. Теперь его должны повесить, и дети его останутся сиротами. У него очень плохое настроение, и он спрашивает, в чем смысл жизни.
Воздух раздирала третья песенка. Я взглянул на Марию. Она прислушалась и пожала плечами.
– То же самое,– лаконично сказала она.
Сперва читателю сообщают, что лошадей, оказывается, нужно кормить. Правда, в этот раз приводится цитата не из книги Коленкура, а из интервью с ветераном Великой Отечественной войны И.А. Якушиным.
...боевой конь в день должен иметь четыре килограмма овса. Бричечная лошадь — шесть килограммов овса. Наша, артиллерийская — восемь килограммов овса.Я не помню ни разу, чтобы когда-нибудь была задержка с овсом. А вот с грубыми кормами (сеном и соломой) бывали проблемы.Страшное дело. В Витебской области пришли, а там ничего — ни сена, ни соломы. Кони начинают коновязи грызть, а это может быть и колики и что угодно.Для тех, кто не способен прочесть вышеизложенное (очевидно, по причине неграмотности) автор поясняет:
Здесь я должен проинформировать читателя, что основным кормом лошадей, приСпасибо, Капитан Очевидность, выручил неграмотных!
невозможности подножного питания, являются овес и сено. Нарушение снабжения
грубыми кормами, как мы можем убедиться, достаточно быстро приводит к выходу лошади из строя.
Далее нам сообщают, что если принять численность монгольского войска по Каргалову (до 140 тысяч человек), то всей армии на время компании потребовалось бы 252 тысячи тонн овса. 252 тысячи тонн — это очень большое число. Вот только само по себе оно не означает совершенно ничего.
В саге о подковах автор предложил сравнение армии Батыя с поселением городского типа Мурашкино. Мы же сейчас ничего сравнивать не будем, а просто проиллюстрируем бесполезность цифр, которые взяты в отрыве от контекста.
Предположим, что в городе с населением в десять миллионов человек каждый житель ежедневно съедает по триста граммов хлебобулочных изделий. Значит, в день городу требуется 3 тысячи тонн хлеба. За пресловутые пять месяцев, или 150 дней город съест 450 тысяч тонн хлеба. Ура, мы назло продажным официальным историкам доказали, что не существует в мире ни Шанхая, ни Стамбула, ни Дели, ни Москвы...
Или, всё же, не доказали? В общем, получилось, как в прошлый раз, с железом для подков. «Количество жилья, построенного нашим СМУ, равно тридцати двум Крыжополям», а толку от этой информации никакого.
Далее следует ещё один старый трюк: якобыэнциклопические вставки, не имеющие отношения к делу. Сообщив о том, что в лесной полосе России лошадь не прокормишь одним подснежным кормом (будто много кто в этом сомневался), автор переходит к вопросу о выносливости монгольских лошадей. Кто из историков «пытается объяснить военные успехи монголов изумительной выносливостью монголок» (янепошлый, янепошлый, янепошлыйянепошлый) так и остаётся неизвестным, однако в опровержение этой идеи предъявляется обширная цитата про биологию и константу Рубнера. Какое отношение уровень потребления кислорода на единицу массы человека или лошади имеет к монгольской армии — загадка.
Как предположение о выносливости монгольских лошадей опровергается наличием не менее, а то и более выносливых пород — загадка не меньшая. Однако описанию прочих кочевых пород посвящено две с половиной тысячи знаков. Ну а склеена константа Рубнера с иомудской лошадью посредством познавательной интерлюдии про афроафриканца с эскимосом, которые, будучи выкинуты в одних футболках на январский мороз в России, замёрзнут оба. Таким гуманистическим способом автор иллюстрирует идею о том, что возможностям человека, независимо от расы, положён предел самой биологией. Это прорыв в науке, пожалуй...
Далее автор вновь сравнивает Батыя с Наполеоном, дополняя сравнение собственными стратегическими выкладками. Но об этом — в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий