четверг, марта 17

«Александр... главный виновник захвата «немцами» Изборска и Пскова» ©

Именно так утверждает А.Н. Нестеренко в книге «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище». Вкратце, ход рассуждений выглядит так: Псков был сдан после того, как псковичи убедились, что подмога из Новгорода не придет. Почему не пришла помощь из Новгорода? Потому что гладиолус Невский. Военачальник, специально приглашённый для подобных случаев, располагая временем, чтобы собраться и выступить в поддержку Пскова, не выполняет своих прямых обязанностей. Как-то так.
Или не так?
Традиционно (в том числе, и автором) считается, что примерно в то же время, когда немцы захватили Изборск и Псков, князь Александр покинул Новгород из-за конфликта с жителями. Трудно представить себе, чтобы князь отказался от города без очень веских на то причин. Подобной причиной могла быть реальная угроза вооружённого конфликта между княжеской дружиной и новгородцами. Во всяком случае, подобная версия объясняет отъезд Александра и в целом, не противоречит сведениям источников.
А теперь вопрос: могли ли новгородцы и Александр совместно идти спасать Псков, если они находились на грани войны друг с другом? Ах, Александр должен был действовать в одиночку?
«Невская битва» свидетельствует о том, что Александр не нуждался в поддержке новгородцев и вполне успешно действовал самостоятельно, полагаясь только на свою «малую дружину». Так что даже если новгородцы трусливо выжидали, то их бесстрашный и решительный князь не из таких. По аналогии с «Невской битвой» он должен был появиться под стенами Изборска чуть ли не раньше, чем псковичи. И уж совсем непонятно, почему новгородский князь бездействовал, когда враги осадили второй по значению город Новгородской земли? Действуй он под Псковом так же, как против шведов, победа ему была бы обеспечена: неожиданный удар в тыл ливонскому войску гарантированно принес бы Александру новую громкую победу. Глядишь, вошел бы он в историю под прозвищем «Псковский». Но выдающийся полководец этим реальным шансом разгромить врага почему-то не воспользовался.
Сколько было бойцов в войске Ордена? Сколько в «малой дружине» Александра? И кроме того, если бы Александр, не доведя до разрешения конфликт в Новгороде, отправился бы спасать Псков, то новгородцы бы просто сделали бы ручкой ему вслед и уже не впустили бы обратно. А  воевать с ливонцами на землях враждебно настроенного Новгорода, с неприкрытыми тылами, будучи отрезанным от основных владимирских сил, при начинающейся зиме, с горсткой воинов — это уже не Александр Невский. Это бригадир Жерар пополам со стрелком Шарпом. Они, конечно, хорошие — только вымышленные, вот беда.
О причине, по которой Александр оставил Новгород, летописец пишет коротко — рассорился («роспревся») с новгородцами. Что не поделил с ними Александр? Может быть, захваченную у шведов добычу?
Это сколько должно было быть добычи, чтобы из-за неё можно было поссориться с целой республикой? Или несчастные шведские купцы везли в своих палатках сокровища Монтесумы?
По распространенной в литературе версии князя выгнали сами новгородцы. Только почему они решили отказаться от услуг победителя шведов в тот самый момент, когда он был им нужен? С точки зрения здравого смысла, в условиях, когда границы Новгорода оказались под угрозой, новгородцы должны были действовать совсем по-другому. Им бы надо посылать к Великому князю владимирскому и просить его, чтобы он прислал на помощь Александру его брата Андрея, а еще лучше, сам пришел в Новгород во главе владимиро-суздальских войск. Вместо этого новгородцы не только отказываются от услуг самой боеспособной силы своего войска — княжеской дружины, но бросают вызов Великому князю: изгнание из Новгорода его жены и сына равносильно объявлению войны с «низовой землей».
Хорошо войну объявили, добротно. Никто их не тронул. Более того, через несколько месяцев новгородцы пришли к тому, с кем находились в состоянии войны, и получили в помощь армию, а затем ещё одну.
Из этого можно сделать вывод о том, что изгнание Александра Ярославича означало, что в Новгороде вспыхнул очередной мятеж против Владимиро-Суздальской земли и лично Ярослава Всеволодовича. Это и объясняет причины, по которым Александр покинул Новгород, а новгородцы не пришли на помощь Пскову и не стали воевать с Ярославом Владимировичем и его ливонскими союзниками. ... На такой отчаянный шаг, как война с «низовой землей», новгородцы могли пойти только в том случае, если они были абсолютно уверены в том, что смогут повторить успех Липицкой битвы.
И какие у них были основания для уверенности в победе?
Для этого им нужен был князь, равный по масштабу Мстиславу Удалому. На это место напрашивается только одна кандидатура...
«И этот человек...» Барабанная дробь... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий