Поскольку обещанная вторая часть «Железного рыцаря» с дамой Старк пока ещё не наступила, приходится утолять культурный голод иными путями. Пути привели меня к итало-американскому фэнтезийному боевику 2013 года «Ричард Львиное Сердце».
Итак. Где-то во Франции стоит замок. В замке сидит похожий на старого, больного и потому очень злого грифа-стервятника лысый мужик по имени Селектор. На подхвате у него какие-то существа, более-менее смахивающие на гуманоидов, и массовка из рыцарей с красными крестами на белых плащах. (Сэр Бриан де Буагильбер убил бы за такое, но не о нём речь). Вся эта компания занимается тем, что мучает и убивает попавших в замок узников. Мучительства проводятся в три тура: нужно одолеть двух гуманоидов, а затем и главгада, после чего можно идти на свободу с чистой совестью. Впрочем, никому ещё это не удавалось (я вообще подозреваю, что дальше первого гуманоида никто в принципе не проходил). Зачем это нужно лысому мужику и его присным? Ну, как же. У нас фэнтези. А раз фэнтези, значит, есть и пророчество.
С пророчеством же дело обстоит так.
Давным-давно, в 55 г. до н.э., Юлий Цезарь вторгся в Галлию, а потом взял с собой 5 (пятерых) элитных легионеров и пошёл искать некий меч, который лучше всех иных мечей. Потеряв одного легионера по дороге (там была засада из галлов в полосатых штанах), Цезарь приходит к горной крепости, где и переобувается из капюшона в шлем. Попутно скажу, что Цезарь тут не похож на всякие легкомысленные бюстики: круглая и лысая, как бильярдный шар, голова, тяжёлые черты лица, угрюмый взгляд, жгучие средиземноморские брови, и нос форм-фактора "тормознём ледокол". В общем, вообразите Муссолини с носом, и получите примерное представление. Навстречу Цезарю выходит некая фигура в плащике и с тем самым мечом. Почему нужно было отдавать меч первому встречному Муссолини - загадка. Наверное, хозяйке меча нос понравился. Зря!
Кстати, а кто вообще эта хозяйка? На IMDB она значится, как "кельтская богиня", в титрах - как "кельтская друидесса". По сюжету - для богини она слишком дохлая, а для друидессы у неё, наоборот, могущества не по чину. А чтобы было совсем весело - в кадре её играет одна актриса, а озвучивает другая. Впрочем, вернёмся к сюжету и пророчеству.
При передаче меча плащ с богиньки спадает, и обнаруживается, что прочая одежда не просто занимает на её теле меньше места, чем татуировка, но и своим покроем напоминает каталоги очень специфического белья (того, что продаётся с кнутами и ошейниками). Цезарь берёт меч, перерубает один из легионерских гладиусов (отрубленная половинка красиво сгорает), после чего, в благодарность за вундервафлю, бьёт богиню по роже. Тоже, видно, про специфику её наряда подумал. Впрочем, он римлянин, язычник, ему виднее, как с языческими богинями обращаться. Затем он приказывает своим легионерам разведать всё про местное колдовство, а крепость сжечь. Четыре идиота радостно кидаются штурмовать обколдованный со всех сторон замок - и что характерно, добиваются успеха! Богиня же, стоя перед Цезарем на коленях, страшным компьютерно-спецэффектным голосом произносит То Самое Пророчество: тысячу лет тут всё будет плохо, и всех будут мучать, пока не придёт настоящий король, который будет лев. После чего Цезарь кромсает богиню мечом - чтобы не разговаривала со спецэффектами, очевидно.
А теперь - в 1172 год. Ричард Плантагенет тратит быстротечные и невозвратные дни своей... юности?.. молодости? (историческому Ричарду было на тот момент что-то около 15, актёр примерно вдвое старше) на всякие полезные и интересные занятия, как то: пьянство под волыночную музыку, прицельное метание кинжала в собутыльников и... э... улучшение генофонда без согласия генофондируемых. Пока Ричард свинячит, по двору молча идут бронированные мужики. У их главного из-под брутального закрытого шлема очень трогательно свисают две белых тесёмочки. Я-то было уж подумал, что под шлемом каль надет - но позже выяснилось, что тесёмочки торчат невесть откуда, а кольчужный подшлемник в этом мире принято надевать прямо на голову.
Бронемужики вламываются на ричардову вечеринку, и оказываются посланцами Генриха II Плантагенета - братом Ричарда Генрихом с эскортом. По королевскому приказу они забирают Ричарда и отправляют его в замок к Селектору, как вы понимаете, отстроенный на месте той самой галльской крепости...
Всё это, за исключением мелких деталей, можно прочесть в любой аннотации к фильму. Опять же, нетрудно догадаться, что Ричард в замке найдёт новых друзей (ха!), выживет и победит. При этом авторы фильма заботливо обрубают все сюжетные линии, которые могут внести хоть какую-то интригу. Например, персонажи оказались в смертельно опасной ситуации. Что они будут делать? Вступят в открытую борьбу? Попытаются обмануть врага? Или, напротив, выполнят его требования? Ничуть не бывало. Они откладывают проблему "на потом", и оба гибнут самым дурацким образом.
Да, кстати, про второстепенных персонажей. У любого фэнтезийного героя должен быть мудрый наставник. Тут создатели "Ричарда" пошли неторенной дорожкой: у их героя наставников сразу два, и функции их распараллелены. Наставник номер один - это кельтская богиня (ср. Херн Охотник из "Робина из Шервуда"), а наставник номер два - это высокоразвитый иноземец откуда-то с Юга (ср. Азим из "Принца воров").
У богини три функции, и все три совершенно невнятные.
Во-первых, она является Ричарду в галлюцинациях. Телесно явиться богиня не может, потому что она, как бы, немного мёртвая.
Во-вторых, она, или ничему не научившись, или же просто решив, что в мёртвом состоянии терять уже нечего, вещает тем самым голосом, за который её убил т-щ Цезарь. Богиня велит Ричарду отомстить за её смерть, снять проклятье и разрушить замок, положив конец пыткам. Кому отомстить? Цезарь больше тысячи лет, как помер (кстати, в закоулках замка лежит скелет с надписью "Цезарь", а меч, отнятый Цезарем, остаётся в замке до сих пор). Отомстить Селектору и его тамплиерам? А они-то что богине сделали? Снять проклятье? Так простите, она сама его наложила. Или проклятье, в его странном и заковыристом виде, появилось не в результате её волеизъявления, а сформировалось само собою, потому что Цезарь плохо себя вёл? Но это из фильма никак не следует.
В-третьих, богиня силой магии проделывает для Ричарда потайной ход: проламывает доски в его камере, открывая путь к заброшенной винтовой лестнице, которая, в свою очередь, ведёт к кладовке с мечом. Процесс магического проламывания выглядит так, словно богиня стоит на дне средневекового мусоропровода, откуда на неё сыплются щепки и солома.
Богиня хороша, но наставник-южанин неплох. Звать его Базилиус, родом он из Испании, в замок попал, пытаясь спасти из рабства там свою возлюбленную, Галию (ударение на последний слог). Он лечит Ричарда, объясняет ему, что здесь и как, а потом учит его драться разными стилями, названными в честь животных. Из этого можно заключить, что авторы фильма любят старые боевики про кунг-фу. Ричарду особо полюбился, как мы понимаем, стиль льва. Исчерпав свои функции, Базилиус погибает за ненадобностью, и происходит это так.
Селектор, который ждал настоящего Льва и пенял, что все сроки пророчества давно прошли, хочет Ричарда убить. Он обращается к Галии и обещает освободить их с Базилиусом, если Базилиус, сокамерник Ричарда, поможет этого Ричарда прикончить. О том, что у самого Селектора насчёт "автомобильных катастроф" и прочего чаю с полонием куда большие возможности, нежели у Базилиуса, мы пока забудем. Галия проводит с Базилиусом ночь, рассказывает ему о предложении, от которого невозможно отказаться, на что Базилиус отвечает, что убивать Ричарда не будет, и найдёт способ вместе с Галией бежать из замка. В результате Селектор убивает Галию, а Базилиус с Ричардом вырываются на свободу, пройдя сквозь "тамплиеров", как нож сквозь масло. Но, поскольку хронометраж ещё остался, они не идут убивать Селектора! Они поднимаются на самую высокую башню, где Базилиус говорит Ричарду напутственное слово в духе "Она меня ждёт, а у тебя ещё всё впереди", после чего прыгает с башни затылком вперёд.
Поведение злодейских персонажей не менее странно. Про Селектора я уже сказал. Братик Генрих смотрит, как испытывают и мучают братика Ричарда, но не вмешивается, потому что папа велел. По этому поводу Генрих испытывает необыкновенные моральные страдания, что твой Гамлет. Но Генрих-старший, их общий папа, ещё гамлетичнее - в плохом смысле этого слова. Весь фильм он рассуждает, зачем посадил Ричарда в замок и надо ли было вообще это делать, но никаких активных действий не предпринимает. Единственный плюс в этом экранном воплощении Генриха - играет короля Малькольм МакДауэлл. Но роль такая, что даже МакДауэллу тут не развернуться.
И конечно же, отдельной строкой следует помянуть картинку и монтаж. И то и другое - важная причина того, что фильм в 100 минут мне пришлось смотреть в четыре приёма. Оператор явно злоупотреблял ручной камерой, а монтажёр - резкими скачками, быть может, пригодными для монтажа клипов, но мало пригодными для полного метра. Нарисованные стены, ворота, латы и проч. - выглядят именно, как нарисованные за три копейки. К картинке ещё, кажется, применялись какие-то странные фильтры, и выглядит это ужасно. Получилось блекло, дёргано и уныло. Такое впечатление, что люди, ответственные за визуальную часть фильма, знакомы с основными приёмами съёмки и монтажа, но как и когда использовать эти приёмы, не знают.
Буду ли я смотреть продолжение "Ричарда", которое сейчас снимается? Не скрою, такая мысль была. Но я заглянул на страницу режиссёра на IMDB, и узнал, что раньше он успел наснимать целую кучу подобного добра. Сие открытие наполнило ужасом душу мою, и... Короче, нет. Без войны этого Генриха с этими сыновьями в исполнении этого сценариста и режиссёра, я, пожалуй, обойдусь.
Итак. Где-то во Франции стоит замок. В замке сидит похожий на старого, больного и потому очень злого грифа-стервятника лысый мужик по имени Селектор. На подхвате у него какие-то существа, более-менее смахивающие на гуманоидов, и массовка из рыцарей с красными крестами на белых плащах. (Сэр Бриан де Буагильбер убил бы за такое, но не о нём речь). Вся эта компания занимается тем, что мучает и убивает попавших в замок узников. Мучительства проводятся в три тура: нужно одолеть двух гуманоидов, а затем и главгада, после чего можно идти на свободу с чистой совестью. Впрочем, никому ещё это не удавалось (я вообще подозреваю, что дальше первого гуманоида никто в принципе не проходил). Зачем это нужно лысому мужику и его присным? Ну, как же. У нас фэнтези. А раз фэнтези, значит, есть и пророчество.
С пророчеством же дело обстоит так.
Давным-давно, в 55 г. до н.э., Юлий Цезарь вторгся в Галлию, а потом взял с собой 5 (пятерых) элитных легионеров и пошёл искать некий меч, который лучше всех иных мечей. Потеряв одного легионера по дороге (там была засада из галлов в полосатых штанах), Цезарь приходит к горной крепости, где и переобувается из капюшона в шлем. Попутно скажу, что Цезарь тут не похож на всякие легкомысленные бюстики: круглая и лысая, как бильярдный шар, голова, тяжёлые черты лица, угрюмый взгляд, жгучие средиземноморские брови, и нос форм-фактора "тормознём ледокол". В общем, вообразите Муссолини с носом, и получите примерное представление. Навстречу Цезарю выходит некая фигура в плащике и с тем самым мечом. Почему нужно было отдавать меч первому встречному Муссолини - загадка. Наверное, хозяйке меча нос понравился. Зря!
Кстати, а кто вообще эта хозяйка? На IMDB она значится, как "кельтская богиня", в титрах - как "кельтская друидесса". По сюжету - для богини она слишком дохлая, а для друидессы у неё, наоборот, могущества не по чину. А чтобы было совсем весело - в кадре её играет одна актриса, а озвучивает другая. Впрочем, вернёмся к сюжету и пророчеству.
При передаче меча плащ с богиньки спадает, и обнаруживается, что прочая одежда не просто занимает на её теле меньше места, чем татуировка, но и своим покроем напоминает каталоги очень специфического белья (того, что продаётся с кнутами и ошейниками). Цезарь берёт меч, перерубает один из легионерских гладиусов (отрубленная половинка красиво сгорает), после чего, в благодарность за вундервафлю, бьёт богиню по роже. Тоже, видно, про специфику её наряда подумал. Впрочем, он римлянин, язычник, ему виднее, как с языческими богинями обращаться. Затем он приказывает своим легионерам разведать всё про местное колдовство, а крепость сжечь. Четыре идиота радостно кидаются штурмовать обколдованный со всех сторон замок - и что характерно, добиваются успеха! Богиня же, стоя перед Цезарем на коленях, страшным компьютерно-спецэффектным голосом произносит То Самое Пророчество: тысячу лет тут всё будет плохо, и всех будут мучать, пока не придёт настоящий король, который будет лев. После чего Цезарь кромсает богиню мечом - чтобы не разговаривала со спецэффектами, очевидно.
А теперь - в 1172 год. Ричард Плантагенет тратит быстротечные и невозвратные дни своей... юности?.. молодости? (историческому Ричарду было на тот момент что-то около 15, актёр примерно вдвое старше) на всякие полезные и интересные занятия, как то: пьянство под волыночную музыку, прицельное метание кинжала в собутыльников и... э... улучшение генофонда без согласия генофондируемых. Пока Ричард свинячит, по двору молча идут бронированные мужики. У их главного из-под брутального закрытого шлема очень трогательно свисают две белых тесёмочки. Я-то было уж подумал, что под шлемом каль надет - но позже выяснилось, что тесёмочки торчат невесть откуда, а кольчужный подшлемник в этом мире принято надевать прямо на голову.
Бронемужики вламываются на ричардову вечеринку, и оказываются посланцами Генриха II Плантагенета - братом Ричарда Генрихом с эскортом. По королевскому приказу они забирают Ричарда и отправляют его в замок к Селектору, как вы понимаете, отстроенный на месте той самой галльской крепости...
Всё это, за исключением мелких деталей, можно прочесть в любой аннотации к фильму. Опять же, нетрудно догадаться, что Ричард в замке найдёт новых друзей (ха!), выживет и победит. При этом авторы фильма заботливо обрубают все сюжетные линии, которые могут внести хоть какую-то интригу. Например, персонажи оказались в смертельно опасной ситуации. Что они будут делать? Вступят в открытую борьбу? Попытаются обмануть врага? Или, напротив, выполнят его требования? Ничуть не бывало. Они откладывают проблему "на потом", и оба гибнут самым дурацким образом.
Да, кстати, про второстепенных персонажей. У любого фэнтезийного героя должен быть мудрый наставник. Тут создатели "Ричарда" пошли неторенной дорожкой: у их героя наставников сразу два, и функции их распараллелены. Наставник номер один - это кельтская богиня (ср. Херн Охотник из "Робина из Шервуда"), а наставник номер два - это высокоразвитый иноземец откуда-то с Юга (ср. Азим из "Принца воров").
У богини три функции, и все три совершенно невнятные.
Во-первых, она является Ричарду в галлюцинациях. Телесно явиться богиня не может, потому что она, как бы, немного мёртвая.
Во-вторых, она, или ничему не научившись, или же просто решив, что в мёртвом состоянии терять уже нечего, вещает тем самым голосом, за который её убил т-щ Цезарь. Богиня велит Ричарду отомстить за её смерть, снять проклятье и разрушить замок, положив конец пыткам. Кому отомстить? Цезарь больше тысячи лет, как помер (кстати, в закоулках замка лежит скелет с надписью "Цезарь", а меч, отнятый Цезарем, остаётся в замке до сих пор). Отомстить Селектору и его тамплиерам? А они-то что богине сделали? Снять проклятье? Так простите, она сама его наложила. Или проклятье, в его странном и заковыристом виде, появилось не в результате её волеизъявления, а сформировалось само собою, потому что Цезарь плохо себя вёл? Но это из фильма никак не следует.
В-третьих, богиня силой магии проделывает для Ричарда потайной ход: проламывает доски в его камере, открывая путь к заброшенной винтовой лестнице, которая, в свою очередь, ведёт к кладовке с мечом. Процесс магического проламывания выглядит так, словно богиня стоит на дне средневекового мусоропровода, откуда на неё сыплются щепки и солома.
Богиня хороша, но наставник-южанин неплох. Звать его Базилиус, родом он из Испании, в замок попал, пытаясь спасти из рабства там свою возлюбленную, Галию (ударение на последний слог). Он лечит Ричарда, объясняет ему, что здесь и как, а потом учит его драться разными стилями, названными в честь животных. Из этого можно заключить, что авторы фильма любят старые боевики про кунг-фу. Ричарду особо полюбился, как мы понимаем, стиль льва. Исчерпав свои функции, Базилиус погибает за ненадобностью, и происходит это так.
Селектор, который ждал настоящего Льва и пенял, что все сроки пророчества давно прошли, хочет Ричарда убить. Он обращается к Галии и обещает освободить их с Базилиусом, если Базилиус, сокамерник Ричарда, поможет этого Ричарда прикончить. О том, что у самого Селектора насчёт "автомобильных катастроф" и прочего чаю с полонием куда большие возможности, нежели у Базилиуса, мы пока забудем. Галия проводит с Базилиусом ночь, рассказывает ему о предложении, от которого невозможно отказаться, на что Базилиус отвечает, что убивать Ричарда не будет, и найдёт способ вместе с Галией бежать из замка. В результате Селектор убивает Галию, а Базилиус с Ричардом вырываются на свободу, пройдя сквозь "тамплиеров", как нож сквозь масло. Но, поскольку хронометраж ещё остался, они не идут убивать Селектора! Они поднимаются на самую высокую башню, где Базилиус говорит Ричарду напутственное слово в духе "Она меня ждёт, а у тебя ещё всё впереди", после чего прыгает с башни затылком вперёд.
Поведение злодейских персонажей не менее странно. Про Селектора я уже сказал. Братик Генрих смотрит, как испытывают и мучают братика Ричарда, но не вмешивается, потому что папа велел. По этому поводу Генрих испытывает необыкновенные моральные страдания, что твой Гамлет. Но Генрих-старший, их общий папа, ещё гамлетичнее - в плохом смысле этого слова. Весь фильм он рассуждает, зачем посадил Ричарда в замок и надо ли было вообще это делать, но никаких активных действий не предпринимает. Единственный плюс в этом экранном воплощении Генриха - играет короля Малькольм МакДауэлл. Но роль такая, что даже МакДауэллу тут не развернуться.
И конечно же, отдельной строкой следует помянуть картинку и монтаж. И то и другое - важная причина того, что фильм в 100 минут мне пришлось смотреть в четыре приёма. Оператор явно злоупотреблял ручной камерой, а монтажёр - резкими скачками, быть может, пригодными для монтажа клипов, но мало пригодными для полного метра. Нарисованные стены, ворота, латы и проч. - выглядят именно, как нарисованные за три копейки. К картинке ещё, кажется, применялись какие-то странные фильтры, и выглядит это ужасно. Получилось блекло, дёргано и уныло. Такое впечатление, что люди, ответственные за визуальную часть фильма, знакомы с основными приёмами съёмки и монтажа, но как и когда использовать эти приёмы, не знают.
Буду ли я смотреть продолжение "Ричарда", которое сейчас снимается? Не скрою, такая мысль была. Но я заглянул на страницу режиссёра на IMDB, и узнал, что раньше он успел наснимать целую кучу подобного добра. Сие открытие наполнило ужасом душу мою, и... Короче, нет. Без войны этого Генриха с этими сыновьями в исполнении этого сценариста и режиссёра, я, пожалуй, обойдусь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий